Устройство коробки передач трактора Т-130М

  Главная       Учебники - Трактора      Трактор Т-130М  (М. И. Злотник, А. А. Лазарев)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРА Т-130М

 

 

Устройство коробки передач трактора Т-130М

 

 В чугунном корпусе 32 (рис. 59) находятся четыре вала: ведущий 4, ведомый 37 и два промежуточных 28 и 33, на которых на шлицах неподвижно сидят шестерни. На ведущем и ведомом валах прямозубые шестерни свободно вращаются на чугунных втулках 12 и соединяются с валами наружными зубчатыми муфтами 15. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении.
 

 

 

 

 

 

Рис. 59. Продольный разрез коробки передач:
1 — ведущий фланец, 2— резиновое кольцо, 3— шпонка ведущего вала, 4, 28, 33, 37—валы; 5—масло-
отражатель, 6—корпус передних подшипников, 7—регулировочные прокладки, 8—передняя крышка корпуса,
9 прокладка передней крышки, 10— упорное кольцо, 11— шестерня заднего хода, 12 — втулка, /3 — внутренняя муфта, 14 вилка переключения 1-го диапазона, 15— наружная муфта, 16— шестерня нормального диапазона, /7—шестерня ускоренного диапазона, 18 — неподвижный хомут, 19 — подвижная втулка хомута, 20-шестерня привода масляного насоса, 21 — распорные втулки, 22 — стопорный штифт наружной обоймы роликового подшипника, 23—заглушка, 24—гайка, 25—подшипник, 26—дистанционное кольцо, 27— крышка заднего подшипника первого промежуточного вала, 29— промежуточная шестерня привода масляного насоса, 30—промежуточная шестерня первой передачи, 31 — промежуточная шестерня ускоренного диапазона, 32—корпус коробки передач, 34— промежуточная шестерня второй передачи, 35— промежуточная шестерня третьей передачи, 36—дистанционная втулка, 38— уплотнительное кольцо, 39— шестерня II передачи, 40— шестерня I передачи, 41— шестерня III передачи, 42 — шестерня IV передачи, 43—канал для подвода смазки к втулкам шестерни ведомого вала, 44—корпус передних подшипников ведомого вала, 45—крышка передних подшипников ведомого вала, 46—крышка переднего подшипника второго промежуточного вала, 47—промежуточная шестерня привода второго промежуточного вала, 48—промежуточная шестерня нормального диапазона, 49—шестерня IV передачи второго промежуточного вала, 50—шестерня заднего хода на втором промежуточном валу, 51 — крышка передних подшипников первого промежуточного
вала, 52—корпус уплотнений ведущего вала.
 

 

 

 

 

 


Ведущий 4 и первый промежуточный 28 валы позволяют получать три диапазона скоростей: нормальный, ускоренный и задним ход, а второй промежуточный и ведомый валы — четыре передачи в каждом диапазоне.

Все валы вращаются на подшипниках качения. Передние опоры валов, расположенные в передней крышке 8 корпуса, состоят из двух подшипников: роликовых, воспринимающих только радиальную нагрузку, и шариковых, воспринимающих только осевую нагрузку. У шариковых подшипников прослаблены внутренние диаметры стаканов. Внутренние кольца подшипников поджимаются к торцам валов. Между торцами колес и неподвижными шестернями имеется зазор 0,05—0,3 мм. Наружные кольца задних роликовых подшипников установлены в корпусе и стопорятся от проворачивания специальными штифтами 22 с заглушками 23.

Коробка передач смазывается под давлением (все шестерни, вращающиеся на втулках) и разбрызгиванием. Смазка подводится к ведущему валу через штуцер, хомут 18 и систему каналов, а к выходному валу — через подвод 43.

Разъемы между корпусом коробки и стаканами передних подшипников, между корпусом и привалочной плоскостью корпуса фрикционов уплотнены резиновыми кольцами.

Ведущий вал коробки получает вращение от проставки 44 (см. рис. 55) через фланец 1 (см. рис. 59), который прижимается к торцу вала разрезной гайкой. От самоотвинчи-вания гайка удерживается двумя болтами.

Для получения той или иной передачи необходимо соединить соответствующую шестерню с ведущим и ведомым валами.

При перемещении любой зубчатой муфты ведущего вала происходит жесткое его соединение с соответствующей шестерней и тем самым обеспечивается вращение промежуточных валов. Зубчатые муфты передвигаются вилками 14, 53

(рис. 60), 54 и 71, каждая из которых имеет три упорные щечки. Щечки располагаются в канавках зубчатых муфт и сравнительно плотно охватывают дно канавки. Каждая вилка клиновым соединением 56 устанавливается на поводковом валике 64 так, чтобы она обеспечивала симметричное положение подвижной наружной муфты 15 (см. рис. 59) относительно неподвижной внутренней 13. Положение поводкового валика относительно корпуса механизма определяется фиксатором 67.
 

 

 

 

 

Рис. 60. Поперечный разрез коробки передач (вид сзади):
53—вилка включения I—II передач, 54— вилка включения III — IV передач, 55—левый механизм управления, 56—клиновое соединение, 57—промежуточный рычаг, 58—ось, 59—болт, 60—возвратная пружина, 61—уплотнения, 62—рычаг управления, 63—шарик, 64—поводковый валик, 65—рычаг, 66—валик фиксаторов, 67—фиксатор, 68—поводок, 69—винт, 70—правый механизм управления, 71—вилка включения II диапазона.

 

 

 

 


Вилки переключения с поводковыми валиками располагаются попарно в специальных расточках корпуса коробки и накрываются сверху двумя механизмами переключения, которые шпильками и гайками крепятся на двух наклонных площадках корпуса коробки.

Правый механизм управления 70 обеспечивает получение одного из трех диапазонов, а левый 55 — одной из четырех передач. Оба механизма действуют независимо друг от друга.

На каждом поводковом валике 64 винтом 69 с коническим концом закреплен поводок 68 с несквозным пазом. Два рядом расположенных поводка образуют замкнутый паз, в котором расположен конец промежуточного рычага 57. Если обе вилки находятся в нейтральном положении, конец промежуточного рычага управления может свободно попадать в паз любого поводка. При перемещении подвижной зубчатой муфты, когда промежуточный рычаг прокачивается в продольном направлении, поводок и специальные приливы в верхней части другого поводка образуют замкнутый паз, из которого рычаг не может выйти, пока оба поводка не окажутся в нейтральном положении, т. е. не будут расположены друг против друга.

Промежуточный рычаг болтами 59 закреплен на оси 58, эта ось легко перемещается в приливах корпуса механизма переключения.
В верхней части промежуточный рычаг имеет цилиндрический колодец, куда входит нижний конец рычагов управления 62. Рычаг имеет в средней части шарообразное утолщение, позволяющее ему перемещаться в шарообразных крышках. Рычаг управления имеет уплотнение 61. В нейтральное положение он возвращается двумя пружинами 60, упирающимися в опорное кольцо.

Для исключения самовключения или самовыключения шестерен при работе имеются четыре фиксатора 67, расположенные в корпусах механизмов переключения попарно, которые прижимаются пружинами к пазам поводковых валиков 64 вилок. Валики фиксаторов 66, соединенные рычагом 65 с муфтой сцепления, образуют блокировочное устройство, которое запирает фиксаторы и соответственно вилки переключения в том положении, какое они занимали в момент включения сцепления.

При включении той или иной передачи вилка перемещается влево или вправо. Нижний конический конец фиксатора скользит по коническому пазу поводкового валика (на каждом валике сделано по три паза) и поднимается, преодолевая усилие пружины фиксатора. При этом верхний конец фиксатора попадает в паз в валике фиксаторов 66. Этот паз находится над фиксаторами, если сцепление выключено. Только при этом условии фиксатор может приподняться, освобождая поводковый валик и вилку. Во время включения сцепления валик фиксаторов поворачивается таким образом, чтобы против верхних концов фиксаторов расположился наружный диаметр валика. Такое положение валика фиксаторов не позволяет подниматься фиксатору и перемещаться поводковому валику с вилкой.

При неполном включении какой-либо шестерни соответствующий фиксатор не попадает в паз поводкового валика и остается в приподнятом положении. Во время включения сцепления кромка паза валика фиксаторов, упираясь в хвостовик, фиксатора, может его отломить, если не сработает предохранительная пружина. Пружина поворачивает валик фиксатора, но при возникновении сопротивления валик останавливается, а пружина обычно начинает сжиматься. Сжатая пружина обеспечивает полное выключение сцепления.

Чтобы одновременно не включились две передачи, между двумя рядом расположенными поводковыми валиками установлен шариковый замок, состоящий из двух шариков 63 и двух цилиндрических пазов. При перемещении одного из валиков цилиндрическая поверхность паза этого валика выталкивает шарик, который прижимает второй шарик к пазу другого валика.

Коробка передач крепится к передней стенке корпуса бортовых фрикционов 12 шпильками. Центрируется корпус коробки в отверстии передней стенки корпуса бортовых фрикционов наружным кольцом специального роликового подшипника. Разворот коробки передач относительно продольной оси определяется установочным штифтом.

Все шестерни изготовлены из хромоникелевой стали, отцементированы и закалены на высокую твердость. Боковой зазор в зацеплении шестерен коробки равен 0,2—1 мм.

Задний конец ведомого вала выполнен заодно с малой конической шестерней с 13 зубьями, которая находится в постоянном зацеплении с ведомой конической шестерней главной передачи.

Для правильной установки конической шестерни ведомого вала относительно привалочной плоскости коробки под фланец корпуса переднего шарикоподшипника ведомого вала установлены стальные регули-ровочныё прокладки. Расстояние от задней плоскости ведомого вала до

привалочной плоскости корпуса коробки передач должно быть 83,8— 84,0 мм (размер b на рис. 59).

Чтобы масло не вытекало, между ведущим валом коробки передач и крышкой подшипника установлено бесконтактное уплотнение, состоящее из маслосгонной резьбы, отражателя специальной формы и системы дренажных отверстий. Биение отражателя относительно ведущего вала должно быть минимальным.

Масло заливается в корпус коробки через горловину, находящуюся сзади с правой стороны трактора на верхнем листе корпуса фрикционов, до метки, нанесенной на линейке. Уровень масла проверяют по масломерной линейке.

В задней стенке корпуса коробки передач имеется отверстие, через которое масло из коробки может перетекать в отделение конических шестерен, образуя общую масляную ванну.

Но масло полностью не перетекает из корпуса коробки в отделение главной передачи при движении трактора в гору и не перетекает из отделения главной передачи в корпус коробки при пуске трактора с горы.

Для слива масла в нижней части коробки передач имеется отверстие, пробка которого снабжена магнитом для улавливания из масла металлических (стальных) частиц.

На болотоходном тракторе механизм управления коробкой отличается от описанного. Горловина
механизма крепится консольно шпильками и гайками к измененному корпусу механизма 3 (рис. 61). При этом валик 4 управления длиннее, чем у базовой модели, а вместо цельного промежуточного рычага 8 имеются верхний и нижний промежуточные.

Задний конец ведущего вала является зависимым валом отбора мощности с которого можно снимать до 100% мощности двигателя.

Во время эксплуатации никаких регулировок в коробке передач проводить не рекомендуется.
 

 

 

 

 

 

Рис. 61. Механизм управления коробкой передач болотоходного трактора:
1, 7—прокладка, 2—горловина механизма управления, 3—корпус механизма управления, 4—валик управления, 5—рычаг промежуточный нижний, 6— крепление горловины и корпуса механизма управления, 8—рычаг промежуточный верхний, 9—рычаг управления.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..