СЦЕПЛЕНИЕ ТРАКТОРА Т-130М

  Главная       Учебники - Трактора      Трактор Т-130М  (М. И. Злотник, А. А. Лазарев)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

СЦЕПЛЕНИЕ ТРАКТОРА Т-130М



Устройство сцепления. С помощью сцепления можно плавно соединять и разъединять двигатель и трансмиссию во время переключения передач и на коротких остановках трактора. На рис. 55, а показано многодисковое сухое постоянно замкнутое сцепление с механическим замыканием дисков трения и комбинированным выключением.

Детали сцепления смонтированы в маховике 25 двигателя, поэтому могут быть установлены и сняты с машины без демонтажа и разбора других деталей и сборочных единиц трактора.

Ведущими частями сцепления являются чугунный маховик 25 двигателя, чугунный ведущий диск 9 и чугунный нажимной диск 8, которые получают вращение от маховика через пальцы 27, а также стальной опорный диск 28, жестко соединенный с маховиком болтами.

На опорном диске на трех равномерно расположенных по окружности опорах, на осях свободно перемещаются тангенциально расположенные три рычага выключения 30, имеющие передаточное отношение 1:7.

Ведомыми частями сцепления служат два стальных диска 10 с фрикционными накладками 24, расположенными на ведомом барабане 14, зубчатая муфта 13 с карданным валом 43 и стальная проставка 44, которая в свою очередь жестко соединена с верхним валом коробки передач 42.
Для выключения сцепления нужно преодолеть усилие пружин, равное 15600 Н (1560 кгс), и разъединить фрикционные диски.

Выключается сцепление следующим образом. Тракторист нажимает на педаль управления, расположенную слева, последняя действует на сервомеханизм, который начинает перемещать стальную отводку 3, и связанный с ней корпус 2 радиального шарикоподшипника назад.

Радиальный шарикоподшипник через шарики и внутреннее кольцо сдвигает назад муфту выключения 34, на конце которой навернута и застопорена проволокой упорная гайка 37. Муфта выключения через специальное кольцо 35 действует на цилиндрические концы трех рычагов 30, которые через призмы 31, корончатые гайки и оттяжныё пальцы 29 отодвигают нажимной диск

8 назад. Преодолев усилие пружин, муфта выключения 34, перемещаясь на 15—20 мм и обеспечивая зазор между дисками 3,0 мм, выключает сцепление.

Чтобы оттяжные пальцы не застревали в опорном диске, на осях рычагов 30 установлены упорные кольца.

При дальнейшем движении отводки назад поверхность трения крышки 38 корпуса подшипника соприкасается с фрикционной накладкой 39 тормозка 40у который расположен на шлицах проставки 44. Если дополнительно нажимать на педаль, усилие сжатия корпуса и тормозка увеличивается, и тормозок останавливается вместе с ведущими частями коробки передач, облегчая переключение передач.

Ведомый барабан вращается на двух шариковых подшипниках с одноразовой смазкой. На ведомом барабане на шлицах расположены два ведомых диска, к каждому из которых прикреплено по шесть фрикционных накладок 24 с каждой стороны.

Внутренние полости проставки, карданного вала и зубчатой муфты
являются резервуаром для масла. Уплотнение осуществляется резиновыми кольцами круглого сечения.

Для предотвращения попадания масла на поверхности трения служат отражатели 22 и дренажная система отверстий 33 в маховике двигателя и опорном диске.

Цилиндрические трущиеся поверхности опорного диска и муфты выключения смазывают маслом, поступающим из полости подшипника выключения через специальное отверстие. Полость подшипника уплотнена металлическими кольцами 1, а смазка в подшипник поступает через резиновый шланг и сверление в верхнем пальце. Масленка расположена на колонке педали.

На трактор болотной модификации устанавливают измененное сцепление (рис. 55, б). На удлиненном карданном валу 43 на шлицах расположена опора тормозка 40, на которой смонтирован тормозок.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 54. Кинематическая схема трансмиссии трактора Т-130М:
1—сцепление, 2—коробка передач, 3—главная передача, 4—бортовой редуктор.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 55. Сцепление:
а—обычного трактора, б—болотоходного; 1—уплотнительное стальное кольцо, 2—корпус радиально-упорного шарикоподшипника, 3—отводка, 4—отгибная шайба (отводки), 5—наружная нажимная пружина, 5—внутренняя нажимная пружина, 7—термоизоляционная прокладка пружин, 8—нажимной диск, 9—ведущий диск, 10— ведомые диски, 11—ступица ведомого диска, 12—ограничительный диск, 13—зубчатая муфта, 14—ведомый барабан, 15—разжимная пружина подшипников, 16—уплотняющая шайба подшипника, 17—опора, 18—гайка крепления подшипников, 19—стопорная шайба, 20—стопорное кольцо, 21—распорная втулка, 22—маслоотражатель, 23—стакан нажимных пружин, 24—фрикционные накладки ведомых дисков, 25—маховик двигателя, 26- венец маховика, 27—направляющие пальцы ведущего и нажимного дисков, 28—опорный диск, 29—оттяжной палец рычага выключения сцепления, 30—рычаг выключения, 31 — призма, 32—гайка шаровая, 33—отверстия для отвода масла от ведомых дисков, 34—муфта выключения, 35—кольцо, 36—палец рычага муфты выключения, 37—гайка крепления упорного подшипника муфты выключения, 38—крышка корпуса подшипника, 39—фрикционная накладка диска тормозка, 40—диск тормозка сцепления. 41—масленка, 42—ведущий вал коробки передач, 43—карданный вал, 44—проставка, 45— пластина.

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..