Система электрооборудования трактора —
однопроводная, минусовые клеммы как источников электроэнергии, так и
потребителей соединены с корпусом („массой”) трактора. Напряжение в сети
смешанное: 12 и 24 В. 24-вольтовые цепи имеют стартер и электродвигатель
маслозакачивающего агрегата на тракторе К-701 и только стартер на
тракторе К-700А, так как маслозакачивающий агрегат на тракторе K-700A
отсутствует. Схемы электрооборудования тракторов К-701 и K-700A показаны
на рис. 61 и 62. Источниками электроэнергии служат аккумуляторные
батареи и генератор переменного тока со встроенным в крышку кремниевым
выпрямителем, работающий совместно с реле-регулятором. Основными
потребителями электроэнергии являются стартер; электродвигатели привода
маслозакачивающего агрегата, отопителя, вентилятора-пылеотделителя,
нагнетателя системы подогрева, вентилятора водителя; спираль подогрева
топлива; свеча накаливания; система освещения и сигнализации;
контрольно-изме-рительные приборы.
Описание устройства генератора и стартера, а также указание по их
эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в инструкциях
завода-изготовителя дизелей, которые прилагаются к тракторам.
Реле-регулятор тракторов К-701, К-700А (Кировец)
Реле-регулятор предназначен для автоматического поддержания напряжения в
бортовой сети трактора в пределах 13,6...14,2 В — летом и 14...15,2 В —
зимой, что необходимо для обеспечения нормальной работы потребителей и
зарядного режима аккумуляторных батарей.
Регулятор не требует специального технического обслуживания. При
проведении профилактических работ необходимо производить внешний осмотр
регулятора, чистку от загрязнений, проверку надежности крепления
регулятора и электрического контакта подводящих проводов.
Для изменения регулируемого напряжения при сезонной регулировке
регулятор имеет переключатель сезонной регулировки „Зима—Лето”,
расположенный на задней стенке корпуса.
В процессе эксплуатации запрещается:
а) производить пуск дизеля при отключенном плюсовом проводе между
генератором и регулятором, и длительное, более 2 с, замыкание зажимов В
и Ш между собой, так как это приведет к возникновению повышенного
напряжения в бортовой сети, опасного для потребителей;
б) замыкать зажим В на корпус;
в) неправильно подключать подводящие провода;
г) вскрывать регулятор в период гарантийного срока.
На тракторе устанавливаются две 12-вольтовые аккумуляторные батареи, по
одной батарее с правой и левой стороны трактора. Каждая батарея состоит
из шести двухвольтовых элементов, соединенных последовательно. При
работе трактора батареи соединены параллельно, а при пуске батарея
соединяются последовательно (рис. 63). Описание устройства и указания по
их эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в прилагаемой
Рис. 63. Схема соединения аккумуляторных батарей
а) - параллельное соединение; б) - последовательное соединение
Переключатель предназначен для переключения
аккумуляторных батарей с параллельного соединения (12 В) на
последовательное (24 В) для питания стартера и электродвигателя привода
маслозакачивающего насоса. Переключатель состоит из контактной коробки 2
(pиc. 64) с выводными клеммами 1 для присоединения проводов,
электромагнита 6 с подвижным сердечником 7, контактов 9, подвижных
контактных дисков (главного 4 и дополнительного 5), главных контактов 3
и дополнительных контактов 8.
На торце переключателя имеются клеммы: +Б1, +Б2, —Б2, PC, М. К этим
клеммам подключаются следующие провода:
— к клемме +Б1 — провода от плюсовой клеммы левой аккумуляторной батареи
и от клеммы „минус” указателя тока;
— к клемме +Б2 — провод от клеммы стартера, которая в свою очередь
соединена с клеммой „плюс” правой аккумуляторной батареи;
— к клемме — Б2 — провод от минусовой клеммы правой аккумуляторной
батареи;
— к клемме PC — провод к обмотке электродвигателя маслозакачивающего
агрегата, провод к клемме реле включения стартера;
— к клемме М — провод от клеммы выключателя „массы”.
На боковой поверхности переключателя имеются две клеммы обмотки
электромагнита, к которым подключаются провода: от кнопки включения
переключателя и от „массы” трактора.