Замена коренных в шатунных вкладышей двигателя
Д-21 трактора Т-25
Зазоры в подшипниках проверяют путем измерения диаметров шейки вала и
соответствующих ей вкладышей, зажатых крышками в постелях блок-картера
(или шатуна).
Измерения проводятся в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема
подшипников.
При зазоре в шатунных подшипниках
0,4 мм и коренных 0,35 мм и овальности шеек
0,15 мм необходимо перешлифовать шейки вала на следующий размер и
установить вкладыш соответствующего размера.
Шейки коленчатого вала изготовляются двух стандартов (номиналов),
которые приведены в таблице на стр. 54.
Обозначение коленчатых валов в зависимости от размеров шеек также
приведено в той же таблице. Валы с такими размерами поступают в
запчасти.
Для перешлифовки шеек коленчатого вала установлены дополнительные
ремонтные размеры Р2, Р3, Р4 (таблица на стр. 55).
Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру первого
стандарта, специального обозначения не имеют.
Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго
стандарта, имеют на четвертой щеке обозначение «2КШ».
На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому стандарту, а
шатунные — по второму, нанесено обозначение «2Ш». На валах, коренные
шейки которых выполнены по второму стандарту, а шатунные — по первому,
указано обозначение «2К». Номер стандарта вкладышей шатунных и коренных
подшипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каждой
половинки вкладыша.
На вкладышах первого стандарта дано обозначение
«1Н», на вкладышах второго стандарта — «2Н».
Устанавливать на вал вкладыши иного стандарта, не соответствующего
условному обозначению, запрещается. Нельзя также устанавливать верхний
вкладыш вместо нижнего и наоборот.
При подборе коренных вкладышей надо обратить впи.мание на их
комплектность. О комплектности судят по номерам (кроме номера стандарта
и марки двигателя), нанесенным на вкладышах.
В таблице приведены номера коренных вкладышей но маркировке для
двигателя Д-37М и места их установки на двигатель Д-21.
Номер корен-ных
вкладышей для двигателя Д-37М
Место установки на
двигатель Д-21
15В
Верхняя половинка
вкладыша первого
и третьего коренных
подшипников
1245Н
Нижняя половинка
вкладыша первого и
третьего коренных
подшипников
ЗВ
Верхняя половинка
вкладыша второго
коренного
подшипника
ЗН
Нижняя половинка
вкладыша второго
коренного
подшипника
Верхнюю и нижнюю половинки вкладышей, поставляемых
в запасные части, подбирают на заводе-изготовителе.
Нарушение комплектности половинок вкладышей недопустимо.
Кроме двух производственных стандартов, существует четыре ремонтных
размера шатунных и коренных вкладышей, которые обозначаются следующим
образом: вкладыши первого ремонтного размера — Р1, вкладыши второго
ремонтного размера — Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на
боковой поверхности упорных полуколец только ремонтных размеров.
При перешлифовке шеек коленчатого вала на ремотный размер необходимо
выдерживать размеры шеек, как указано в таблицах (стр. 54 и 55). В
соответствии с полученным ремонтным размером после перешлифовки
подбирают и устанавливают вкладыши, как было указано ранее.
В процессе шлифования следует строго сохранять радиус кривошипа равным
60 ± 0,09 мм и радиус переходных галтелей
5—0,5 мм. При увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан
или головку цилиндра, а при уменьшении радиуса галтели вероятны поломки
коленчатого вала.
Острые кромки масляных каналов на шейках следует тщательно закруглять, а
поверхности шеек и переходных галтелей — полировать.
При сборке шатунных и коренных подшипников запрещается:
проводить шабровку рабочих поверхностей вкладышей;
подпиливать крышки коренных подшипников, а также ставить прокладки в
стыке вкладышей и между вкладышом и постелью;
раскомплектовывать вкладыши подшипников, а также устанавливать их на
другую шейку вала;
переставлять крышки нижней головки шатуна с одного шатуна на другой или
переворачивать ах;
ставить шатунные болты и шпильки подшипников с вытянутой или сорванной
резьбой;
регулировать зазор в подшипниках, применяя неполную
затяжку гаек шатунных болтов и гаек шпилек коренных подшипников;
стопорить гайки шпилек коренных подшипников пластинами, бывшими в
употреблении более двух раз (второй раз пластины могут быть
использованы, если нет трещин и смятия поверхности под гайку).
Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслоподводящие каналы
в картере и коленчатом валу, а также полости шатунных шеек очищают,
промывают дизельным топливом и продувают сжатым воздухом. При укладке
коленчатого вала в коренные подшипники и при сборке шатунных подшипников
необходимо обеспечить надлежащую чистоту рабочих поверхностей вкладышей
и шеек вала. Обнаруженные забоины, вмятины, заусенцы и риски должны быть
тщательно зачищены.
Постели и наружные поверхности вкладышей протирают насухо, а шейки вала
смазывают тонким слоем дизельного масла.
При установке вкладышей в постель следят за тем, чтобы фиксирующий усик
попал в канавку постели гнезда. Фиксирующие усики верхнего и нижнего
вкладышей должны располагаться с одной стороны по отношению к
коленчатому валу. Гайки шпилек коренных подшипников следует затягивать с
усилием 28—32 кг на плече 0,5 м. Специальный болт, крепящий ведущий шкив
вентилятора, должен быть затянут усилием 38—42 кг на плече 0,5 м.
Правильно уложенный коленчатый вал свободно вращается в затянутых
подшипниках без признаков заеданий, а нижние головки шатунов
перемещаются вдоль шеек от усилия руки. Перед установкой двигателя на
раму трактора следует очистить полость в торце коленчатого вала под
подшипник от старой смазки и заполнить ее свежей тугоплавкой смазкой
ЦИАТИМ-203 или № 1—13.