Замена коренных в шатунных вкладышей двигателя Д-21 трактора Т-25

  Главная      Книги - Трактора     Трактор Т-25: устройство и эксплуатация (Герасимов А. Д., ГОЛУБЧИК С. Ф.) - 1972 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

ОБЩАЯ СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ Д-21 ТРАКТОРА Т-25

 

 

Замена коренных в шатунных вкладышей двигателя Д-21 трактора Т-25

 



Зазоры в подшипниках проверяют путем измерения диаметров шейки вала и соответствующих ей вкладышей, зажатых крышками в постелях блок-картера (или шатуна).

Измерения проводятся в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема подшипников.

При зазоре в шатунных подшипниках

0,4 мм и коренных 0,35 мм и овальности шеек

0,15 мм необходимо перешлифовать шейки вала на следующий размер и установить вкладыш соответствующего размера.

Шейки коленчатого вала изготовляются двух стандартов (номиналов), которые приведены в таблице на стр. 54.

Обозначение коленчатых валов в зависимости от размеров шеек также приведено в той же таблице. Валы с такими размерами поступают в запчасти.

Для перешлифовки шеек коленчатого вала установлены дополнительные ремонтные размеры Р2, Р3, Р4 (таблица на стр. 55).

Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру первого стандарта, специального обозначения не имеют.

Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго стандарта, имеют на четвертой щеке обозначение «2КШ».

На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому стандарту, а шатунные — по второму, нанесено обозначение «2Ш». На валах, коренные шейки которых выполнены по второму стандарту, а шатунные — по первому, указано обозначение «2К». Номер стандарта вкладышей шатунных и коренных подшипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каждой половинки вкладыша.

 

На вкладышах первого стандарта дано обозначение «1Н», на вкладышах второго стандарта — «2Н».

Устанавливать на вал вкладыши иного стандарта, не соответствующего условному обозначению, запрещается. Нельзя также устанавливать верхний вкладыш вместо нижнего и наоборот.

При подборе коренных вкладышей надо обратить впи.мание на их комплектность. О комплектности судят по номерам (кроме номера стандарта и марки двигателя), нанесенным на вкладышах.

В таблице приведены номера коренных вкладышей но маркировке для двигателя Д-37М и места их установки на двигатель Д-21.

 

 

Номер корен-ных вклады­шей для дви­гателя Д-37М

Место установки на двигатель Д-21

15В

Верхняя половинка вкладыша первого

 

и третьего коренных подшипников

1245Н

Нижняя половинка вкладыша первого и

 

третьего коренных подшипников

ЗВ

Верхняя половинка вкладыша второго

 

коренного подшипника

ЗН

Нижняя половинка вкладыша второго

 

коренного подшипника

 

Верхнюю и нижнюю половинки вкладышей, поставляемых в запасные части, подбирают на заводе-изготовителе.

Нарушение комплектности половинок вкладышей недопустимо.

Кроме двух производственных стандартов, существует четыре ремонтных размера шатунных и коренных вкладышей, которые обозначаются следующим образом: вкладыши первого ремонтного размера — Р1, вкладыши второго ремонтного размера — Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на боковой поверхности упорных полуколец только ремонтных размеров.

При перешлифовке шеек коленчатого вала на ремотный размер необходимо выдерживать размеры шеек, как указано в таблицах (стр. 54 и 55). В соответствии с полученным ремонтным размером после перешлифовки подбирают и устанавливают вкладыши, как было указано ранее.

В процессе шлифования следует строго сохранять радиус кривошипа равным 60 ± 0,09 мм и радиус переходных галтелей
5—0,5 мм. При увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан или головку цилиндра, а при уменьшении радиуса галтели вероятны поломки коленчатого вала.

Острые кромки масляных каналов на шейках следует тщательно закруглять, а поверхности шеек и переходных галтелей — полировать.

При сборке шатунных и коренных подшипников запрещается:
проводить шабровку рабочих поверхностей вкладышей;
подпиливать крышки коренных подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей и между вкладышом и постелью;
раскомплектовывать вкладыши подшипников, а также устанавливать их на другую шейку вала;
переставлять крышки нижней головки шатуна с одного шатуна на другой или переворачивать ах;
ставить шатунные болты и шпильки подшипников с вытянутой или сорванной резьбой;

регулировать зазор в подшипниках, применяя неполную затяжку гаек шатунных болтов и гаек шпилек коренных подшипников;

стопорить гайки шпилек коренных подшипников пластинами, бывшими в употреблении более двух раз (второй раз пластины могут быть использованы, если нет трещин и смятия поверхности под гайку).

Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслоподводящие каналы в картере и коленчатом валу, а также полости шатунных шеек очищают, промывают дизельным топливом и продувают сжатым воздухом. При укладке коленчатого вала в коренные подшипники и при сборке шатунных подшипников необходимо обеспечить надлежащую чистоту рабочих поверхностей вкладышей и шеек вала. Обнаруженные забоины, вмятины, заусенцы и риски должны быть тщательно зачищены.

Постели и наружные поверхности вкладышей протирают насухо, а шейки вала смазывают тонким слоем дизельного масла.

При установке вкладышей в постель следят за тем, чтобы фиксирующий усик попал в канавку постели гнезда. Фиксирующие усики верхнего и нижнего вкладышей должны располагаться с одной стороны по отношению к коленчатому валу. Гайки шпилек коренных подшипников следует затягивать с усилием 28—32 кг на плече 0,5 м. Специальный болт, крепящий ведущий шкив вентилятора, должен быть затянут усилием 38—42 кг на плече 0,5 м.

Правильно уложенный коленчатый вал свободно вращается в затянутых подшипниках без признаков заеданий, а нижние головки шатунов перемещаются вдоль шеек от усилия руки. Перед установкой двигателя на раму трактора следует очистить полость в торце коленчатого вала под подшипник от старой смазки и заполнить ее свежей тугоплавкой смазкой ЦИАТИМ-203 или № 1—13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..