Сборка и установка на двигатель деталей
механизма газораспределения двигателя Д-21 трактора Т-25
1. Установить на палец промежуточной шестерни распределения капроновую
упорную шайбу, затем шестерню, смазав палец и втулку
шестерни дизельным маслом. При этом метка «С» на впадине зубьев
промежуточной шестерни должна совпадать с меткой «С» на зубе ведущей
шестерни распределения, напрессованной на коленчатый вал. Боковой зазор
между зубьями должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор между втулкой и
пальцем промежуточной шестерни распределения при сборке новых деталей
должен быть в пределах 0,02—0,063 мм. Диаметр нового пальца 30' мм, а
внутренний диаметр втулки 30"0,08,1 мм. Закрепить шестерни на пальце
упорной шайбой, которая двумя болтами БНП-М8 х 16 и замковой пластиной
крепится к торцу пальца. Затянуть болты, отогнув концы пластины на грани
их головок.
Осевое перемещение шестерни на пальце должно быть в пределах 0,08—0,57
мм. Это проверяется щупом между упорной шайбой и передним торцом ступицы
шестерни.
2. Установить во втулки, запрессованные в блок-картер, толкатели, смазав
их дизельным маслом. Величина зазора между втулкой и толкателем для
новых деталей и допустимая величина зазора без ремонта такие же, как и
для пальца и втулки промежуточной шестерни распределения.
3. Смазать опорные шейки распределительного вала, собранного с шестерней
и подпятником, и установить его в картер двигателя. Совместить метку «Р»
на зубе шестерни распределительного вала с меткой «Р» во впадине зубьев
промежуточной шестерни распределения. Боковой зазор между зубьями
шестерен должен быть 0,1 —0,3 мм.
4. Установить масляный насос в сборе с трубками штифтами в отверстия на
переднем листе двигателя и закрепить четырьмя болтами. Затянуть и
законтрить болты. Установить на насос трубку подвода масла от насоса к
центрифуге через магистраль блока, подложив под фланец трубки
паронитовую прокладку; затянуть болты БШ1-М8 х16, законтрив их шайбами.
Закрепить эту трубку на передней стенке блока, также подложив под фланец
прокладку, затянув и законтрив шайбами два болта БНП-8 х16.
5. На шейку коленчатого вала надеть ведущую шестерню привода масляного
насоса, предварительно вложив в паз сегментную шпонку и смазав шейку
вала дизельным маслом. Для новых деталей между шестерней и шейкой вала
может быть натяг до 0,009 мм или зазор не более 0,035 мм. Допускается
оставлять детали без ремонта при зазоре в 0,05 мм. Если зазор достигает
величины 0,1 мм, шестерня подлежит ремонту или замене.
Боковой зазор между зубьями шестерен должен быть в
пределах от 0,05 до 0,4 мм.
6. Надеть на палец промежуточную шестерню привода валика
уравновешивающего механизма, совместив метку «У» на впадине зубьев с
меткой «У» на зубе промежуточной шестерни распределения и метку «В» на
зубе с меткой «В» на впадине зубьев ведомой шестерни валика
уравновешивающего механизма. Наживить два болта, подложив упорную и
замковую шайбы в торец пальца. Затянуть и законтрить болты. Зазор между
зубьями шестерен должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.
Зазор между пальцем и втулкой промежуточной шестерни для новых деталей
находится в пределах 0,04—0,093 мм, при ремонте зазор может быть допущен
до 0,28 мм. При зазоре 0,35 мм детали должны быть заменены.
7. Вставить в отверстие переднего листа шестерню привода топливного
насоса, совместив метку «Т» на зубе с меткой «Т» на впадине зубьев
промежуточной шестерни.
8. Установить на носок коленчатого вала маслоотражательную шайбу до
упора в шестерню и сегментную шпонку.
9. Уложить на штифты прокладку крышки и собранную крышку
распределительных шестерен.
10. Установить и затянуть болты крепления крышки БНП-М8 х80 (1 шт.),
БНП-М8 х60 (1 шт.), БНП-М8 Х50 (2 шт.), БНП-М8 ХЮ0 (6 шт.), БНП-М8 х55
(2 шт.), БНП-М8ХИ5 (1 шт.) с пружинными шайбами ШП-8. При этом под два
болта БНП-М8 х50 подложить указатель верхней мертвой точки, а под два
болта БНП-М8 х55 кронштейн механизма натяжения.
11. Вставить резиновые уплотнительные кольца
кожухов штанг в выточки втулок толкателей до упора и в отверстия головок
цилиндров так, чтобы верхний торец уплотнительных колец и торец выточки
в головке расположились заподлицо. Установить кожух штанг толкателей и
штанги толкателей в кожух. Смонтировать на шпильках головок цилиндров
стойки коромысел с коромыслами в сборе. Наживить гайки с подложенными
замковой шайбой (под короткую шпильку) и замковой пластиной (на длинные
шпильки). Затянуть и законтрить гайки.
12. Установить собранные с рычагами валики декомпрессора в отверстия
блок-картера, надеть рейку рычагов на пальцы с шайбами и зашплинтовать.
Вложить пружину в отверстие рейки. Второй конец пружины заводится в
отверстия нижней планки, который после установки фиксируют на верхней
плоскости блока. Закрепить механизм декомпрессора, затянув два болта
БНП-М8 х14 с пружинными шайбами ШП-8 на рычагах валиков декомпрессора.