Трактор ДТ-175С. Подкачивающий насос дизеля
СМД-66
Подкачивающий насос — поршневого типа, предназначен
для создания во всасывающей полости топливного насоса постоянного
давления. Он состоит из корпуса 2 (рис. 20), поршня 26 с пружиной 19,
роликового толкателя 25 с пружиной 22, впускного 10 и выпускного 5
клапанов с пружинами и седлами, насоса ручной прокачки.
Корпус отлит из серого чугуна и имеет фланец для крепления к топливному
насосу. В двух отверстиях сверху расположены выпускной 5 и впускной 10
клапаны. Они поджаты пружинами 4 и 9 к седлам, запрессованным в корпус.
Отверстия в корпусе закрыты пробками 6 и 11, которые служат
направляющими для клапанов.
В расточке корпуса, выполненной с высокой точностью, перемещается
поршень 26. Отверстие в корпусе закрыто пробкой 7, в которую упирается
пружина 19 поршня. С противоположной стороны выполнена расточка под
роликовый толкатель, корпус которого и ролик изготовлены из стали ШХ-15
с закалкой до твердости HRC 48 ... 63, а ось — из стали У-10А.
От проворота толкатель зафиксирован осью ролика, концы которой входят в
специальные пазы корпуса.
Между толкателем и поршнем установлен шток 21,
который перемещается во втулке 20, ввернутой в корпус между расточками.
Сопрягаемые поверхности штока и втулки тщательно обработаны для
обеспечения достаточной плотности. Шток и втулка — прецизионная пара.
Сбоку на корпусе прикреплен насос ручной прокачки. Его можно
устанавливать в любом угловом положении, удобном для доступа.
Насос ручной прокачки состоит из стального цилиндра 13, поршня 12, штока
14 и рукоятки 16, Цилиндр закрыт крышкой 15, навинченной на его резьбу.
Поршень уплотнен резиновым кольцом, вставленным в его канавку. В
нерабочем состоянии рукоятку 16 навинчивают на крышку цилиндра, уплотняя
тем самым всасывающую полость со стороны насоса ручной прокачки.
При вращении эксцентрикового вала 30 (см. рис. 17)
поршень 26 (см. рис. 20) совершает возвратно-поступательное движение под
действием толкателя 25 и пружины 19.
При перемещении поршня под действием пружины (впуск) в подпоршневом
пространстве (со стороны пружины) создается разрежение, выпускной клапан
5 закрывается, а впускной 10 открывается. Топливо поступает в
подпоршневое пространство.
При перемещении поршня под действием толкателя (нагнетание) создается
давление топлива в подпоршневом пространстве, выпускной клапан
открывается, а впускной закрывается. Топливо поступает к топливным
фильтрам и в надпоршневое пространство по каналу 27.
При очередном ходе впуска топливо из надпоршневого пространства
вытесняется в подпоршневое пространство. Так продолжается до тех пор,
пока во всасывающей полости топливного насоса не создается давление,
необходимое для его нормальной работы. При повышении давления топливо,
находящееся в над-поршневой полости, уравновешивает усилие пружины, ход
поршня уменьшается и уменьшается количество топлива, подаваемое
подкачивающим насосом. Пружиной 22 ролик толкателя удерживается в
контакте с эксцентриком валика.
С помощью насоса ручной прокачки заполняют топливную систему дизеля
топливом и удаляют из нее воздух. Насос соединен каналом с подклапанной
полостью впускного клапана.
При движении поршня 12 вверх впускной клапан открывается, а выпускной
закрывается. Топливо поступает в цилиндр 13 насоса. При движении вниз
топливо нагнетается к фильтрам. На корпусе фильтра тонкой очистки
отпускают пробку 13 (см. рис. 23) и прокачивают систему до появления
из-под пробки топлива. Пробку затягивают. Ручку насоса ручной прокачки
плотно завинчивают на крышку цилиндра.