СОПРЯЖЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

  Главная       Учебники - Техника      Контроль деталей, обработанных на металлорежущих станках (А.В. Коваленко)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

3. СОПРЯЖЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Для целого ряда высокоточных цилиндрических соединений (таких, как плунжерные пары, гидрораспределители, некоторые соединения гидроаппаратуры, точные подшипники качения и др.) требуются весьма малые зазоры или натяги, ограниченные допусками в 1—2 мкм. Для обеспечения таких соединений необходимо с большой точностью изготовлять детали, образующие эти соединения. Обеспечить полную взаимозаменяемость в подобных случаях не всегда представляется возможным из-за экономической ее нецелесообразности, а индивидуальная при-гонка является трудоемкой и дорогостоящей операцией. Сортировка деталей на размерные группы с последующей селективной сборкой неэффективна при небольших объемах выпуска изделий.

Положительное решение этой проблемы достигается применением способа сопряженной обработки деталей. При этом способе одну из деталей соединения, чаще всего втулку, изготовляют с расширенными, экономически целесообразными допусками, а парную деталь (вал)- пригоняют автоматически в процессе обработки на шлифовальном станке. При осуществлении сопряженной обработки нет необходимости строить процесс контроля на измерении диаметра второй, парной, детали, а нужно обеспечить при контроле только необходимую разность размеров сопрягаемых деталей. При соблюдении приведенного условия в соединении будет получен заданный зазор или натяг. Приборы для сопряженной обработки строят на основе пневматических, индуктивных или других датчиков. Наиболее просто эта задача решается с применением пневматических преобразователей.

Схема прибора активного контроля (БВ-4009Д) при сопряженном шлифовании гладких цилиндрических деталей показана на рис. 92 [1]. Втулку 2 с окончательно обработанным отверстием D1 устанавливают на измерительную позицию на оправку 1 и центрируют на ней с помощью специальных разжимных штоков. В оправке 1 размещены выходные сопла пневматической измерительной системы, образующие зазор D1—А между своими торцами и внутренней поверхностью втулки 2.
 

 

Рис. 92. Схема активного контроля при сопряженном шлифовании


Такая система в качестве первичного датчика позволяет измерить диаметр втулки с помощью измерительного устройства, расположенного в отсчетном блоке 3. Определив действительный размер диаметра втулки, из отсчетного блока 3 подается сигнал-команда на достижение необходимой разности размеров диаметра втулки и контролируемого вала 5 с тем, чтобы обеспечить заданный зазор (или натяг). Для получения необходимых в соединении зазоров (или натягов), независимо от действительного размера втулки, разность диаметров Di—D2 всегда должна быть постоянной. А так как размеры втулок будут различными, то, например, при увеличении размера Di очередной втулки (т. е. при увеличении зазора Di—А) коман-да_отсчетным устройством на окончание обработки вала будет выдана с учетом увеличения на ту же величину зазора s в пневматическом устройстве измерительной скобы 4, что обеспечит получение большого размера D2 шлифуемого вала 5.

Распространение способов активного контроля при сопряженной обработке повышает точность соединений и способствует повышению эффективности производства. В последнее время появились средства активного контроля для сопряженной обработки точных винтовых пар и других соединений.