Требовательность к детям и контроль за их
поведением
Детям нужно предъявлять определенные требования,
помогающие им найти правильную линию поведения. Выполнение посильных
требований, правил, обязанностей упорядочивает поведение детей и создает
привычку владеть собой, управлять своими поступками.
Уже в дошкольные годы надо требовать от детей, чтобы они убирали свои
игрушки после игры, мыли руки перед едой, приветствовали старших,
благодарили их за оказанную помощь и т. д.
Но мере роста и развития детей круг требований к
ним расширяется и требования эти усложняются.
Требовательность к детям не исключает, а предполагает любовь к ним,
чуткое и заботливое отношение родителей. Но эта любовь должна быть
разумной. Нельзя правильно воспитать ребенка показной добротой и
снижением требований к нему.
Отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к
появлению среди нашей молодежи бездельников и тунеядцев, стремящихся
жить легко и беззаботно, за счет других и прежде всего за счет
родителей. Удовлетворяя каждое желание своего ребенка, родители
изнеживают и балуют его, не приучают к труду, к ответственности за свои
поступки. Особенно часто это бывает в семьях, где воспитывается
единственный ребенок. В таких семьях чаще всего вырастают избалованные,
слабовольные, ленивые и не приспособленные к жизни дети.
А. С. Макаренко, подводя итоги своего многолетнего педагогического
опыта, говорил: «Моим основным принципом (а я считал, что это принцип не
только мои, но и всех советских педагогов) всегда было: как можно больше
требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к
нему». Чем больше мы уважаем человека, тем больше требуем от него.
Некоторые родители ошибочно считают, что чем больше они будут баловать и
нежить своих детей, тем крепче дети будут любить их. Это неверно.
Избалованные дети ведут себя как эгоисты. Правильно поступают те
родители, которые предъявляют высокие требования к своим детям и не
потакают их слабостям.
Требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним, с разумной
любовью. Лаской и любовью к детям, уважением к ним родители могут
вызвать у них хорошие чувства, воспитать ценные навыки и привычки
поведения.
К сожалению, есть еще родители, которые предпочитают вызывать у своих
детей страх и трепет, а не смех и жизнерадостность. Чрезмерно строгий
подход к детям так же вреден, как и отсутствие требовательности.
Высокая требовательность к детям необходима со стороны всех членов
семьи. На страницах журнала «Семья и школа» рассказано об опыте
воспитания детей в семье колхозников Кирсановых. В этой семье вошло в
обычай: каждый вечер дети отчитываются перед родителями о своих делах за
день. Если кто—либо из детей уклоняется от работы, вся семья коллективно
обсуждает этот поступок.
Родителям необходимо следить за поведением своих детей дома и на улице,
в общественных местах. Но этот контроль не должен быть назойливым.
Излишняя опека со стороны родителей нередко вызывает у детей, особенно у
подростков, законную обиду. Им не правится, когда родители следят за
каждым их шагом, вмешиваются в их отношения с товарищами. Разумеется,
контроль за поведением детей необходим, но он не должен сковывать их
инициативу, оскорблять их самолюбие.
В воспитании детей особенно важно обеспечить единство требований со
стороны школы и семьи, учителей и родителей. В школе детям внушают, что
людей, проживших долгую трудовую жизнь, нужно уважать. Но иногда, придя
домой, ученик слышит, как грубо его мать или отец разговаривают с
бабушкой. Влияние дурного примера родителей снижает эффективность
воспитательного воздействия школы.
Единая воспитательная линия школы и семьи, учителей
и родителей — необходимое условие воспитания наших детей в духе
коммунистической морали. Родителям необходимо поддерживать постоянную
связь с классным руководителем. Очень важно обеспечить единство
требований к детям со стороны всех членов семьи. Нельзя допускать, чтобы
отец требовал одно, а мать другое.
Особенно важно действовать согласованно, когда родители поощряют или,
наоборот, наказывают ребенка. Всякие споры о мере поощрения или
наказания в присутствии детей недопустимы. Такие споры подрывают
авторитет старших и приучают детей искать себе защиту у «доброго» папы
против «строгой» мамы или наоборот.