Большое место в воспитании детей занимает
приучение их к правильному поведению.
Еще М. Г. Белинский утверждал, что ребенка надо не столько поучать,
сколько приучать, вырабатывать у него ценные навыки и привычки
поведения. Нельзя воспитать детей мужественными людьми только при помощи
рассказов о мужественных поступках других людей. Для этого нужно
поставить их в такие условия, где они могли бы проявить мужество. Важно
приучать детей преодолевать трудности, переносить некоторые лишения.
Конечно, эти трудности и лишения не следует создавать искусственно.
Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных
норм и правил поведения, приучать к чистоте и опрятности, к вежливости и
почтительности к старшим.
Делать это надо изо дня в день, до тех пор, пока у детей не выработаются
устойчивые навыки и привычки.
Очень важно приучить детей к послушанию старшим, к организованному и
дисциплинированному поведению дома, на улице, в общественных местах.
Дети приучаются к этому под влиянием окружающей обстановки и контроля за
их поведением со стороны старших.
Для повышения культуры детей надо развивать у них хороший вкус.
Например, с самых ранних лет надо прививать детям вкус к простой,
красивой и аккуратной одежде.
Чистоплотность в быту, опрятность в одежде и аккуратность— важные навыки
культурного поведения.
Надо приучать детей и подростков, чтобы они, начав работу, доводили ее
до конца, но отвлекались во время занятий, всегда убирали за собой вещи,
учебники и учебные пособия после того, как работа закончена. Эти навыки
легче всего выработать путем систематических упражнений.