Воспитание у детей чувства ответственности за
учебу
Успех в учебе во многом зависит от воспитания
а закрепления у детей чувства ответственности за свой учебный труд. Дети
не только учатся, но и выполняют разные поручения пионерских и
комсомольских организаций, занимаются спортом, внеклассным чтением,
помогают родителям в домашнем труде, посещают кино, театры и т. д.
Однако среди всех этих занятий самым главным является учебная работа.
Обычно после окончания школы дети мечтают о таких профессиях, которые
позволили бы им больше пользы принести своей Родине. Следует разъяснять
им, что для этого нужно хорошо и отлично учиться, овладевать знаниями,
наукой.
Учиться — это значит трудиться, напрягать свои силы, преодолевать
трудности и препятствия. К сожалению, некоторые родители относятся к
учению своих детей несерьезно. Вместо того чтобы после возвращения
ребенка из школы дать ему отдохнуть, они дают ему различные поручения,
требующие большого напряжения умственных и физических сил. В результате
дети переутомляются и иногда не успевают выполнить задания учителей.
Родителям надо регулярно просматривать и подписывать дневники,
интересоваться отметками и поведением детей в школе. Правильное ведение
дневника приучает детей к аккуратности, организованности и порядку. Если
родители перестают
регулярно просматривать дневник, дети не записывают
в него домашние задания, скрывают от родителей плохие отметки.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не пропускали без уважительных
причин занятий и не опаздывали в школу. Обучение детей в школе
проводится по определенной системе и в стройной последовательности.
Поэтому каждый пропущенный учеником урок нарушает нормальный ход
обучения и отрицательно влияет на успеваемость. Чтобы наверстать
пропущенное, ученику потом приходится работать с большим напряжением
несколько дней.
Приниматься за работу ученик должен в одно и то же время, установленное
в режиме дня. Нельзя разрешать ребенку готовить уроки сразу после
возвращения из школы. Он должен отдохнуть, пообедать.
Нужно наблюдать за тем, чтобы учебники, тетради и школьные
принадлежности лежали на своих местах, чтобы школьник не тратил напрасно
времени на их поиски.
Мать одной из учениц говорила на собрании родителей: «Прежде всего я
прививаю дочери серьезное отношение к учению. Еще до школы я внушала ей
(и внушаю сейчас), что для того, чтобы быть настоящим советским
человеком, надо учиться так, как учился Ленин,— на «отлично». Я очень
строго слежу за успеваемостью дочери, помня о том, что если с самого
начала пустить учение ребенка на самотек, то это может иметь плохие
последствия, которые потом будет трудно исправить. Несмотря на свою
занятость на работе вне дома, я каждый день проверяю, как она выполняет
домашние задания, и делаю ей свои замечания о том, как они выполнены и
как лучше их выполнить. Помимо контроля за домашней работой дочери, я
интересуюсь также ее ответами в классе: часто спрашиваю, как она
отвечала на уроках. Отличным отметкам открыто радуюсь и хвалю ее, а это,
в свою очередь, вызывает у нее еще большую радость и стремление еще
лучше учиться но всем предметам».
Это действительно так. Повседневный контроль за учебной работой детей,
приучение их к организованной работе — необходимое условие повышения их
успеваемости.
Детей среднего и особенно старшего возраста надо приучать к тому, чтобы
они свою учебную работу сочетали с активным участием в производительном
труде. Надо покончить с барски пренебрежительным отношением к
физическому труду. Ведь коммунизм и труд неотделимы. Коммунизм несет нам
не барскую жизнь, где будет царить лень и праздность, а рабочую,
трудовую жизнь. К этой жизни и нужно готовить наших детей, подростков и
юношество.