§ 53. МЕХАНИЗМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ КРАНОМ
Схема управления железнодорожным краном
ПК-ЦУМЗ-15
На рис. 152 показана схема управления
краном ПК-ЦУМЗ-15. Силовыми механизмами этого крана управляют с
помощью пяти ручных рычагов 16 и четырех ножных педалей 13. Все
рычаги и педали сосредоточены в одном месте и смонтированы в
одном блоке-стойке. Каждый рычаг и педаль специальными
пружинящими защелками, западающими в зубчики секторов стоек,
могут фиксироваться в определенном положении.
Проследим порядок управления механизмом поворота. Нажимом кисти
руки на ручку рычага выводят собачку рычага из зубчика сектора
стойки. Перемещая рычаг на себя, машинист перемещает нижний
конец рычага, а следовательно, и соединенную с ним тягу 22
вперед.
Второй конец тяги соединен шарнирно с двуплечим рычагом 1,
сидящим на вертикальной оси. Со вторым плечом этого рычага
соединены две тяги 3, расположенные поперек продольной оси
крана. Эти тяги соединены с хвостовиками двух вильчатых рычагов
4, укрепленных на стойках под горизонтальным валом поворота
механизма лебедки.
Вследствие движения продольной тяги вперед движение через
двуплечий рычаг передается поперечным тягам, которые
переместятся вправо, а вильчатые рычаги 4 повернутся; тогда
правый рычаг включит, а левый выключит фрикционные муфты на валу
поворота.
Перемещая рычаг управления в другую сторону, т. е. от себя,
машинист осуществит обратное включение муфт, вследствие чего
кран будет поворачиваться в обратную сторону. При нажатии,
например, на педаль тормоза левого барабана второе плечо педали
станет подниматься и тяга 17 переместится вверх. Благодаря
шарнирному соединению этой тяги с системой трех рычагов, сидящих
на одной оси, и перемычки, поставленной в верхнее отверстие
тройного рычага 25, движение передается на продольную тягу 20,
которая переместится вперед. При движении этой тяги вперед
поперечный вал 21 повернется против часовой стрелки и кривошипом
10, к которому присоединен подвижной конец ленты тормоза,
затянет тормоз левого барабана груза.
При отпуске педаль под действием пружины (на чертеже не видно)
переместится в верхнее свое положение, а все движения тяг и
рычагов произойдут в Обратном направлении и тормоз окажется
выключенным. При работе крана с крюком этот тормоз должен быть
замкнутого типа. Перевод тормоза с открытого типа на замкнутый
совершается с помощью сильной пружины 19 и перестановкой
перемычки 26 на нижнее отверстие рычага 25. В результате такой
перестройки тормоз под действием пружины всегда затянут, а при
нажатии на педаль происходит не затяжка, как было в предыдущем
случае, а оттормаживание тормоза. Педаль-защелка служит для
удержания отпущенного тормоза.
Управление левой и правой фрикционными муфтами грузового вала
осуществляется ручными рычагами и системой тяг и рычагов,
поворачивающих вертикальные валики 9. На верхних концах этих
валиков посажены вильчатые рычаги, которые перемещают вдоль оси
вала хомутики 7, чем включают и выключают соответствующие муфты.
Тормозами поворота и передвижения открытого типа управляют
педалями через систему рычагов и тяг, которые, воздействуя на
валики 2 и 11, поворачивают их, в результате чего происходит
затяжка или ослабление колодочных тормозов.
|