§ 32. ТЕХНИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ДВИГАТЕЛЯМИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
Содержание двигателей внутреннего сгорания в исправном состоянии
достигается повседневным уходом за ними, периодическим осмотром и
систематическими ремонтами. Ежедневный осмотр двигателя и устранение
обнаруженных неисправностей входят в обязанность технического
обслуживающего персонала, непосредственно работающего на машине.
Выполняя производственное задание, машинист крана и его помощник обязаны
внимательно наблюдать за работой двигателя, систематически
контролировать наличие и качество смазки, содержать двигатель в чистоте,
а при обнаружении неисправностей немедленно устранять их.
После того как двигатель отработает определенное количество часов, его
останавливают и производят технический осмотр (уход). При этом различают
первый, второй и третий технические осмотры, отличающиеся друг от друга
объемом выполняемых работ.
Первый технический осмотр производят через 100—150 ч работы, второй —
через 500—600 ч, т. е. после трех-четырех первых, а третий — после
1000—1200 ч работы, т. е. после шести — восьми первых и одного второго.
Двигателям К-559, К-661 последних выпусков ТО-3 можно делать через 3000
ч работы.
При ежедневном осмотре крановая бригада проверяет наличие топлива
(масла) в баке (картере), охлаждающей жидкости в системе охлаждения и
плотность прилегания крышки бака; легкость и плавность хода рукоятки
подачи топлива; состояние аккумуляторных батарей; плотность соединений
выпускной системы; нет ли течи в трубопроводах и местах присоединения
систем — масляной, топливной и охлаждения; крепление проводов, крепление
агрегатов к двигателю; исправность приборов. Все выявлен-
ные неисправности должны быть устранены, а
двигатель и аккумуляторные батареи хорошо вытерты.
Кроме того, после пуска двигателя следует убедиться в том, что
контрольные приборы исправны и показания их правильные, нет течи в
трубопроводах и подсоса воздуха в соединениях впускной системы; так же
необходимо убедиться, что отработавшие газы не проникают через
соединения. Не ограничиваясь этим, надо прослушать работу двигателя и
выяснить, нет ли в нем ненормальных стуков.
Далее проверяют температуру корпусов и подшипников механизмов привода и
передач, для чего их ощупывают рукой, затем проверяют, нет ли чрезмерной
вибрации силовой установки после нагрузки двигателя, не проходят ли газы
в стыке головки и рубашки блока, нет ли течи воды и масла в этом же
стыке и из контрольных отверстий рубашки блока и не вытекает ли масло
через разъем блока и картера, а также по разъему частей картера. Затем
осматривают контрольные отверстия водяного насоса; при незначительной
капельной течи разрешается продолжать работу. Обнаруженные неисправности
устраняют.
Во время работы двигателя постоянно наблюдают за показаниями контрольных
приборов, периодически проверяют, нет ли течи в соединениях, местных
перегревов, ненормальных стуков и шумов в работе двигателя.
При первом техническом осмотре, кроме операции ежедневного
осмотра, дополнительно выполняются следующие операции:
проверяют крепление двигателя к подмоторной раме и приводимого им в
действие агрегата; промывают топливный и масляный фильтры, систему
смазки, сапун картера, заменяют масло и элемент тонкой очистки масляного
фильтра; проверяют крепление муфты привода топливного насоса и положение
риски на фланце привода, определяющей опережение подачи топлива;
проверяют уровень масла в корпусе регулятора топливного насоса и
добавляют масло в корпус топливного насоса; промывают воздушный фильтр,
набивают солидолом корпус привода датчика тахометра, заправляют смазкой
подшипники опор вала, муфты сцепления; смазывают оси кулачков и тяг,
втулки и вилки пружин валиков включения; проверяют фланцевое крепление
муфты к валу приводного механизма, при необходимости подтягивают гайки;
проверяют крепление крыльчатки вентилятора к ведомому шкиву; промывают
керосином внутреннюю полость ведомого шкива вентилятора и заправляют
подшипник свежей смазкой.
При втором техническом осмотре дополнительно к операциям
ежедневного и первого технического осмотра выполняют следующее сливают
отстой из топливных баков, промывают топливные баки и трубопроводы;
проверяют состояние генератора, реле-регулятора и пускового реле
стартера, регулируют газораспределение и угол опережения подачи топлива
топливным насосом; регулируют форсунки (давление
начала впрыска и качество распыла), прочищают засорившиеся отверстия
распылителя; проверяют затяжку стяжных и сшивных шпилек головки блока
(только при первом проведении второго осмотра), а также затяжку зажимов
регулировочных втулок распределительных валов; проверяют
сцентрированность двигателя с приводным агрегатом. При увеличенных
вибрациях эту операцию выполняют независимо от количества проработанных
часов.
При третьем техническом осмотре, кроме работ, входящих в
предыдущие осмотры, при необходимости притирают клапаны к седлам,
головки блока; очищают от нагара головки цилиндров двигателя, сменяют
поршневые кольца, проверяют топливный насос; удаляют накипь из водяных
полостей блока и головки двигателя и промывают систему охлаждения.
При текущем ремонте выполняют работы по устранению неисправностей
деталей двигателя без его разборки. Периодичность текущих ремонтов
определяется в зависимости от неисправностей, выявленных при технических
осмотрах, или при неудовлетворительном состоянии отдельных узлов и
деталей. Выполняя текущий ремонт, производят работы, перечисленные в
технических осмотрах.