§ 22. МЕХАНИЗМЫ И
СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
Смазка трущихся поверхностей двигателя
железнодорожных кранов
Смазка трущихся поверхностей двигателя
имеет большое значение для его работы. К&к бы хорошо ни были
обработаны трущиеся поверхности, между ними возникает трение, на
которое бесполезно затрачивается энергия, в результате чего
повышаются износ поверхностей и перегрев трущихся деталей.
Смазка трущихся поверхностей представляет собой не что
иное, как разделение этих поверхностей друг от друга тонким
слоем смазки. Вследствие того что сила сцепления частиц смаз-кн
между собой меньше, чем сила сцепления частиц смазки с
поверхностью трущихся деталей, возникает трение не металла о
металл, а трение в жидкостном слое.
Непрерывно подаваемая на поверхности трения смазка уносит, кроме
того, мельчайшие частицы сработанного металла и охлаждает
трущиеся поверхности.
Масло, применяемое для смазки трущихся поверхностей, в
зависимости от характера смазываемых поверхностей и режима их
работы должно обладать определенными качествами. Так, оно должно
иметь необходимую вязкость, чтобы не выжиматься из зазора между
поверхностями, обладать достаточной стойкостью против
воспламенения, не содержать кислот, щелочей и твердых примесей.
Трущиеся поверхности двигателя смазывают
разбрызгиванием, принудительной подачей масла, а также
комбинированным способом. Наиболее простым способом смазки
является разбрызгивание. В этом случае быстродвижущиеся детали
(главным образом шатунно-кривошипного механизма) захватывают
масло из ннжней части картера и разбрызгивают его по всей
поверхности в виде мельчайших капелек. Избыток смазки стекает
обратно в масляную ванну картера
Однако этот способ не обеспечивает должной смазки деталей в
труднодоступных местах Более надежно смазка осуществляется
принудительным способом, когда подача масла к трущимся
поверхностям происходит под давлением специальным насосом,
обычно зубчатого типа, приводимым в движение от колен чатого
вала двигателя
Система принудительной смазки включает в себя манометр,
показывающий давление масла в магистрали, термометр для
измерения температуры масла, а также радиатор для охлаждения
отработанного масла, отстойник и фильтры. В двигателях
применяется преимущественно комбинированная система смазки, при
которой отдельные поверхности смазываются разбрызгиванием, а
наиболее ответственные места — под давлением.
|