§ 23. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ К-559 И
К-661 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
Дизели К-559 (рис. 58) и К-661 относятся к серии дизелей
6ЧН-12/14 и используются в качестве двигателей
дизель-генераторных установок ДГ75-3, устанавливаемых на
дизель-электрических кранах КДЭ.
Указанные дизели — четырехтактные, шестицилиндровые с
вертикальным расположением цилиндров в один ряд, имеют
форсировку за счет наддува.
Блок цилиндров чугунный, в который вставлены шесть цилиндровых
втулок, отлитых из специального чугуна с повышенной твердостью.
Наружные поверхности втулок, омываемые охлаждающей водой,
хромированы. Уплотнение водяной полости осуществлено за счет
резиновых колец, вставленных в канавки втулок. В нижней части
блока расположены семь перегородок, в которых имеются гнезда для
коренных подшипников коленчатого вала, закрываемых крышками.
Седьмая коренная опора со стороны маховика имеет также и упорный
подшипник. С боковых сторон блок имеет смотровые люки,
закрываемые крышками и служащие для осмотра внутренних частей
дизеля. Сверху блок накрывается тремя головками цилиндров (на
два цилиндра одна головка), закрепленными на шпильках. Для
уплотнения соединения между блоком и головками проложена
железоасбестовая прокладка.
Техническая характеристика дизелей К-559 и К-661
Мощность, э. л. с.:
номинальная ................. 115
максимальная ................. 120
Частота вращения, об/мин:
номинальная ................. 1500
минимальная устойчивая на холостном ходу . . . 700—800
Направление вращения коленчатого вала, смотря со
стороны маховика................левое
Число цилиндров......‘...........6
Диаметр цилиндров, мм..............120
Ход поршня, мм..................140
Порядок работы цилиндров ............1-5-3-6-2-4
Способ смесеобразования..............вихрекамерное
Степень сжатия..................14
Среднее эффективное давление, кгс/см2.......7,2
Фазы газораспределения в градусах поворота коленчатого вала:
открытие впускного клапана до в. м. т......45 ±5
закрытие впускного клапана после в. м. т. ... 45±5
открытие впускного клапана до н. м. т......45±5
закрытие выпускного клапана после в. м. т. . . . 45±5
Удельный расход топлива, г/э. л. с. ч.......195+5%
Тип электростартера................СТ-25
Тип аккумуляторной батареи............6СТК-180 М или
6СТК-150МС
Зарядный генератор (мощность 1000 Вт, напряжение
27,5 В, ток 36 А)................ГСК-1500М или
ГСК-1500Ж
Головки цилиндров, отлитые из чугуна, имеют
вихревые камеры сгорания. К верхней части головок крепятся
кронштейны коромысел клапанного механизма.
В передней части дизеля к торцу блока крепится алюминиевая
коробка с расположенными в ней распределительными зубчатыми
колесами, также закрываемая крышкой. На крышке монтируются
масляный и водяной насосы и фильтр масла.
Коленчатый вал стальной, имеет шесть колен, расположенных под
углом 120° относительно друг друга; как коренные, так и шатунные
шейки вала шлифованные, с закаленной поверхностью. Коренные и
шатунные шейки коленчатого вала сообщаются косыми каналами для
прохода смазки. Задний конец вала имеет фланец для присоединения
маховика, на переднем конце крепятся шестерни для привода
вспомогательных агрегатов дизеля.
Шатуны дизеля стальные, таврового сечения. Верхняя головка
шатуна имеет бронзовую втулку под стальной плавающий палец
поршия. Нижияя головка разъемная, закрывается крышкой и имеет
биметаллические вкладыши из двух половинок.
Поршень алюминиевый, в верхней его части расположены три канавки
под компрессионные кольца и одна под маслосъемное. Второе
маслосъемное кольцо располагается ниже поршневого пальца.
Поршневые кольца сделаны из специального чугуна и верхнее
компрессионное кольцо покрыто пористым хромом. Сбоку, внутри
блока на подшипниках размещается цельный стальной
распределительный валик с кулачками одинакового профиля как для
впускных, так и для выпускных клапанов.
Валик имеет центральный канал для прохода смазки к его
подшипникам. На переднем конце валика насажены шестерни: одна
ведомая для его привода и другая для привода топливного насоса.
Впускной и выпускной клапаны одинакового диаметра, подвесного
типа, изготовляются из жаропрочной стали. Штоки клапанов ходят в
бронзовых направляющих, а тарелки клапанов прижимаются к своим
гнездам каждый двумя концентричными пружинами, закрепленными
замками с разъемными вкладными сухариками. Приводятся клапаны в
движение от распределительного валика посредством толкателей,
штанг и коромысел. Толкатели располагаются в соответствующих
гнездах блока цилиндров, с одной стороны касаются кулачков
распределительного валика, а с другой — соединены со штангами,
которые передают движение на плечи коромысел; вторым плечом
коромысла нажимают на торцы штоков клапанов и, преодолевая
усилие пружин, открывают клапаны.