ГИДРОАВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАКРЫТИЯ
КОПНИТЕЛЯ 44-8А
С 1969 г. на зерноуборочном комбайне СК-4 и его модификациях, а
также на комбайне «Сибиряк» устанавливают гидрофицированный
копнитель, в котором не требуется выдержки педали в период
выгрузки копны. Комбайнеру достаточно лишь нажать на педаль и
снять с нее ногу. Все последующие операции выгрузки копны
происходят автоматически без участия комбайнера.
Если не требуется выгрузка копен в ряды, копнитель полностью
работает автоматически. Гидроавтоматическая система копнителя
44-8А собрана из распределителя 2 (рис. 38) ГА-29000А, двух
плунжерных гидроцилиндров 5 марки 34-9-5, таких, как и для
подъема мотовила, трубопроводов, датчика 11, рычагов и тяг.
Распределитель ГА-29000А смонтирован на левой боковине
молотилки. В корпусе 23 (рис. 39) сделаны две кольцевые расточки
19, 21, соединенные с отверстиями для штуцеров 8 и 9. Отверстия
для штуцеров 17 и 18 проточек в корпусе не имеют. Золотник 14
диаметром 25 мм с двухсторонним выходом наружу, поэтому он
уравновешен от осевых давлений. Ход золотника из одного крайнего
положения в другое 10 мм. Сверху к корпусу 23 на трех болтах
прикреплен механизм переключения, собранный из подпружиненного в
осевом направлении телескопического рычага, состоящего из штока
2, направляющей 4 и рычага 7, который через серьгу 6 соединен с
золотником. Серьга с продольным пазом, куда вставлен штырь
рычага 7. Этот рычаг жестко посажен на вал, наружный конец
которого соединен с двуплечим рычагом 3 (см рис. 38). Верхнее
плечо рычага соединено с проволочной тягой 1, а нижнее через
тяги 22, 17 и 15— с двуплечим рычагом 9. При переключении
золотника из одного крайнего положения в другое внешний рычаг
распределителя поворачивается на 40°.
Рис. 39. Распределитель гидроавтоматической системы
закрытия копнителя 44-8А;
1 — корпус механизма переключения; 2—шток телескопического рычага; 3 —
пружина: 4 — направляющая телескопического рычага: 5 — верхняя крышка;
6 — серьга; 7 — рычаг; 8, 9, 17 и 18 —штуцера: 10 — обойма дросселя; 11
—дроссельная шайба; 12 и 13—крышки: 14 — золотник; 15 и 20 — кольцевые
расточки золотника; 16 и 22 — буртики золотника; 19 и 21 — кольцевые
расточки корпуса; 23 — корпус распределителя; 24 штырь.
Механизм переключения распределителя
работает так. При вращении рычага 7 (см. рис. 39) против часовой
стрелки телескопический рычаг, вначале уменьшается, сжимая
пружину 3, а после перехода механизмом мертвого положения рычаг
продолжает перемещаться против часовой стрелки усилием пружины.
Штырь 24 рычага нажимает на нижнюю опору паза серьги и
перемещает золотник 14 в его нижиее положение. Аналогично
механизм работает при перемещении рычага по часовой стрелке.
В корпус распределителя ввернут дроссель одностороннего
действия, ограничивающий скорость подъема днища пустого
копнителя. Золотник может быть в верхнем и нижнем положениях. В
каждом из этих положений золотник надежно удерживается
механизмом переключения. При верхнем положении золотника масло
от насоса через штуцер 18, кольцевую расточку 20 золотника,
кольцевую расточку 21 корпуса, штуцер 8 попадает в крановые
распределители основной гидросистемы. Гидроцилиндры закрытия
копнителя через штуцер 9, кольцевую расточку 19 корпуса,
кольцевую расточку 15 золотника и штуцер 17 соединены со сливом.
При переходе золотника в нижнее положение буртик 22 разъединяет
кольцевую расточку 20 золотника с кольцевой расточкой 21 корпуса
и соединяет ее с кольцевой расточкой 19 корпуса. Масло от насоса
через штуцер 18 и штуцер 9 дросселя нагнетается в гидроцилиндры
закрытия копнителя.
При сборке и испытании распределителя соблюдают определенные
правила. Перед сборкой проверяют гладкость трущихся и
сопрягаемых поверхностей. Тщательно очищают детали от пыли.
Уплотнительные кольца укладывают в канавки, не допуская их
повреждений. Все трущиеся поверхности в механизме переключения
смазывают смазкой УС-2 или солидолом.
Собирают корпус 23 с золотником 14, учитывая размерные группы.
Золотник должен плотно входить в отверстие корпуса и легко
перемещаться в нем от собственного веса или при легком нажатии
руки. Зазор между золотником и корпусом 6—12 мк. Собранный
распределитель копнителя испытывают на герметичность золотника с
корпусом, на герметичность уплотнений и на четкость
переключения. Герметичность соединения золотника с корпусом
испытывают при двух крайних положениях золотника давлением 63
кгс/см2. Давление подводят в штуцер 18. При крайнем верхнем
положении золотника заглушают штуцер 8, а при крайнем нижнем —
обойму 10 дросселя. В каждом из этих положений золотника утечка
масла сквозь зазоры золотника с корпусом из всех незаглушенных
штуцеров не должна превышать 50 см3/мин.
Испытывают герметичность резиновых уплотнительных колец круглого
сечения при двух крайних положениях золотника давлением 100
кгс/см2. Давление подводят в штуцер 18, а все другие штуцера
заглушают. Утечки масла сквозь уплотнительные кольца, а также
«потение» корпуса и крышек не допускаются.
Проверяют четкость переключения золотника распределителя на
стенде с насосом производительностью 45— 47 л/мин,
предохранительным клапаном, установленным в нагнетательном
маслопроводе и отрегулированным на давление 63 кгс/см2, и
гидробаком. Штуцер 8 соединяют со сливным маслопроводом, куда
ставят распределитель, периодически запирающий поток масла.
Обойму 10 заглушают. Штуцер 17 соединяют со сливом. При
перемещении рычага 7 вручную из одного крайнего положения в
другое пружина 3 начинает переключать механизм, когда рычаг
пройдет не более 9° от нейтрального положения. Проверяют
четкость переключения при свободном сливе масла через
распределитель и при запертом сливном маслопроводе, соединенном
со штуцером 8. Испытывают распределитель на дизельном масле
Дп-11 или ДС-11 при температуре 70°С. Если распределитель
испытывают при температуре ниже 70°С, то применяют такие масла,
чтобы их вязкость при температуре испытания соответствовала
вязкости масла Дп-11 или ДС-11 при температуре 70°С.
Работает гидроавтоматическая система копнителя 44-8А следующим
образом. При наполнении копнителя соломой масло от гидронасосов
через распределитель копнителя циркулирует к крановым
распределителям основной гидросистемы (рис. 40). Днище 13
копнителя и связанный с ним тягами задний клапан 12 копнителя
удерживаются в рабочем положении защелками 10. При
кратковременном нажатии на педаль через проволочные тяги
открываются защелки 10, и днище под действием веса копны
поворачивается, одновременно открывается связанный с ним задний
клапан 12. Для лучшего схода копны под платформенной частью
днища укреплено две пружины, они способствуют установке днища в
вертикальном положении. Масло из гидроцилиндров 5 через
распределитель 2 сливается в гидробак. В момент выгрузки
копнителя при движении комбайна копна отклоняет датчик 11. Штырь
23 (рис. 41) рычага 8 отклоняет защелку 24 рычага 9 и
проскакивает через нее. Под воздействием пружины 6 (см. рис. 38)
датчик копирует копну, сходящую с пальцев днища, и после ее
схода возвращается в первоначальное положение. При этом штырем
рычага 8 поворачивается рычаг 9, который через тяги 15, 17 и 22
поворачивает двуплечий рычаг 3 распределителя против часовой
стрелки (нижнее положение золотника). Масло от насоса
нагнетается в гидроцилинд-ры, в результате днище поднимается, а
задний клапан закрывается. В конце хода заднего клапана, после
того как его зацепы пройдут защелки 10, тягой-цепочкой 16
поворачивается рычаг 4, а вместе с ним через тяги 17, 22
двуплечий рычаг 3 распределителя поворачивается по часовой
стрелке (верхнее положение золотника).
Масло через гидрораспределитель 2 направляется к крановым
распределителям основной гидросистемы. Гидроцилиндры 5 соединены
со сливом. Если выгружали лишь частично заполненный соломой
копнитель или открывали пустой копнитель, то датчик 11 будет
перемещаться ограниченно и штырь рычага 8, отклоняя защелку
рычага 9, не перескочит через нее. Поэтому при обратном ходе
датчика не произойдет взаимодействия рычагов 8, 9, вследствие
чего не переключится и распределитель. В этом случае переключать
распределитель можно вручную с площадки водителя, потянув
проволочную тягу 1.
Рис. 40. Схема работы гидроавтоматической системы
закрытия копнителя (наименование позиций см. рис. 38).
Рис. 41. Взаимодействие рычагов при выгрузке копны
в копнителе 44-8А:
23 — штырь; 24 — защелка; 25 — пружина (наименование остальных позиций
см. рис. 38).
При регулировке гидроавтоматической системы
копнителя 44-8А проверяют, нет ли заеданий в подвижных
соединениях рычагов и тяг. Для этого при неработающем двигателе
открывают задний клапан, отклоняют датчик назад по ходу
комбайна, а затем медленно его отпускают. Под действием усилия
пружины 6 (см. рис. 38) рычаг 8, воздействуя на рычаг 9, через
тяги 15, 17 и 22 должен четко переключить распределитель.
Рычаги 8 и 9 взаимодействуют только в ограниченной зоне до тех
пор, пока механизм переключения распределителя не перейдет через
свое нейтральное положение. Дальнейшее переключение
распределителя до крайнего положения его золотника и связанное с
этим перемещение рычагов и тяг происходят за счет пружины
механизма переключения распределителя. Если распределитель не
переключается или переключение происходит с задержками,
необходимо найти и устранить причины заеданий. В первую очередь
необходимо проверить, переходит ли механизм переключения
распределителя через нейтральное положение до того момента,
когда рычаги 8, 9 прекращают взаимодействие. Если необходимо,
регулируют длину тяги 15. Для нормальной работы
гидроавтоматической системы необходимо правильно регулировать
длину тяги-цепочки 16.
Когда задний клапан закрыт, цепь должна провисать на 15—20 мм.
Если провисание недостаточно, распределитель может переключиться
в свое исходное положение раньше, чем задний клапан закроется
защелками 10. Вследствие этого клапан откроется, а днище
опустится. Если провисание превышает допустимую величину,
распределитель не может переключиться в свое исходное положение,
поток масла от насоса в этом случае будет циркулировать через
предохранительный клапан, вызывая перегрев масла в гидросистеме.