УПРОЩЕННАЯ ГИДРОАВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ЗАКРЫТИЯ КОПНИТЕЛЯ 44-8Б
С 1971 г. на отечественных комбайнах СК-4, «Сибиряк» и их
модификациях заводы устанавливали копнители 44-8Б с упрощенной
гидроавтоматической системой закрытия копнителя. Такие копнители
ставят и на комбайны «Нива» (54-8Б), «Колос» (65-8Б), НК-4
(44-8Б). В гидроавтоматическую систему этого копнителя введен
ряд конструктивных изменений, повысивших ее эксплуатационную
надежность.
Количество регулировок в этой системе копнителя 44-8Б сведено до
одной, значительно уменьшена точность этой регулировки.
Гидроавтоматическая система копнителя 44-8Б обеспечивает
повторный принудительный подъем днища незаполненного копнителя,
если по какой-либо причине его положение незафиксировано
защелками клапана копнителя. Это обеспечивает сохранность днища
и его пальцев при сдаче комбайна назад.
Конструктивно гидроавтоматическая система копнителя 44-8Б более
простая, чем копнителя 44-8А. Она собрана из распределителя 1
(рис. 42) ГА-29000Б, двух плунжерных гидроцилиндров 3, марки
34-9-5, трубопроводов, датчика 11 и системы рычагов и тяг.
Распределитель размещен на левой боковине молотилки. Его
хвостовик гибкой тягой 14 соединен с нижним плечом двуплечего
рычага 12, шарнирно установленного на оси поворота заднего
клапана. Верхнее плечо этого
рычага штангой 6 соединено с поворотным
рычагом 7. Датчик И выгрузки копны прижимает пружина 9.
Корпус 2 (рис. 43) распределителя ГА-29000Б (или ГА-29000В)
имеет одну кольцевую проточку 13, она соединена с отверстием под
штуцер 3. Три других отверстия под штуцеры 4, 11, 17 не имеют
кольцевых проточек. Золотник 5 выполнен диаметром 25 мм, имеет
двухсторонний выход наружу. Ход золотника из одного крайнего
положения в другое 9 мм. Золотник с осевым каналом, соединяющим
через дроссельное отверстие 16 и радиальное отверстие 9 торцовые
полости 15, 8. Пружина 6 прижимает золотник в крайнее левое
положение. При изготовлении корпуса, золотника и крышек
выполняются те же требования но отклонениям от правильности
геометрических форм и от соосности, по чистоте поверхностей, а
также по подбору золотника и корпуса по группам, что в в
распределитель ГА-29000А.
Золотник распределителя может иметь два крайних положения —
левое и правое.
При левом положении золотника масло от насоса через штуцер 3,
кольцевую проточку 13 корпуса и штуцер 11 направляется к
крановым распределителям основной гидросистемы. Гидроцилиндры
копнителя через штуцер 4 и штуцер 17 соединены со сливом.
При крайнем правом положении золотника 5 его буртик 10
перекрывает отверстие сливного штуцера 17, а левая торцовая
полость 15 соединяется с кольцевой проточкой 13 корпуса. Масло
от насоса через штуцер 3 нагнетается в полость 15, откуда через
дроссельное отверстие 16, осевой и радиальный каналы в золотнике
попадает в правую торцовую полость 8 и далее к гидроцилиндрам.
Дроссельное отверстие 16 ограничивает расход масла к
гидроцилиндрам, обеспечивая необходимую скорость закрытия
клапана и подъема днища.
Рис. 42. Гидроавтоматическая система копнителя
44-8Б:
I — распределитель; 2, 13 и 14 — тяги; 3 — гидроцилиндр; 4 — задний
клапан копнителя; 5 и в — упоры; 6 — штанга; 7 л 12 — рычаги; 9 —
пружина; 10 — защелка; 11 — датчик.
Рис. 43. Распределитель гидроавтоматической системы
копнителя 44-8Б:
1 и 7 —крышки; 2 —корпус; 3, 4, 11 и 17 — штуцера; 5 —золотник; 6 —
пружина. 8 и 15— торцовые полости; 9 — радиальное отверстие в золотнике;
10 и 14 — буртики золотника; 12 — расточка в золотнике; 13 — кольцевая
проточка в корпусе; 16 — дроссельное отверстие.
Избыток масла, нагнетаемого насосом, через
предохранительный клапан основной гидросистемы сливается в
гидробак.
В результате ограничения потока масла через дроссельное
отверстие 16 в левой додроссельной торцовой полости 15
поддерживается давление, равное давлению, создаваемому
предохранительным клапаном, а в правой последроссельной торцовой
полости 8 — давление, равное давлению в гидроцилиндрах и
определяемое при пустом копнителе весом заднего клапана
копнителя и днища.
Так как в период нагнетания масла в гидроцилиндры давление в
левой додроссельной полости распределителя больше, чем в правой
последроссельной, то усилие, создаваемое разностью этих давлений
на торцы золотника, удерживает золотник в крайнем правом
положении до тех пор, пока продолжается поток масла к
гидроцилиндрам.
Как только поток масла через дроссельное отверстие
распределителя прекращается (в конце хода гидроцилиндров),
давление в дроссельной и последроссельной полостях
выравнивается, осевое усилие на шток распределителя
уравновешивается и под действием пружины он автоматически
возвращается в свое исходное крайнее левое положение.
При сборке распределителя копнителя 44-8Б выполняют те же
требования, что и при сборке распределителя копнителя 44-8А.
Собранный распределитель копнителя 44-8Б испытывают на
герметичность золотника с корпусом, на герметичность уплотнений,
на четкость переключения и на четкость дросселирования.
Герметичность золотника с корпусом
испытывают давлением 63 кгс/ем2 при крайнем левом положении
золотника. Давление подводят к штуцеру 3, а штуцер 11 заглушают.
Суммарные утечки масла в зазор между золотником и корпусом при
установившемся режиме истечения из штуцеров 4 к 17 не должны
превышать 100 см3/мин.
Герметичность резиновых уплотнительных колец круглого сечения
испытывают при давлении 100 кгс/см2. Давление подводят к
штуцерам 3 и 17. Остальные штуцера заглушают. Утечки масла через
уплотнительные кольца, а также потение корпуса крышек не
допускаются.
Четкости переключения и дросселирования проверяют на стенде,
имеющем насос производительностью 15— 20 л/мин.
Предохранительный клапан отрегулирован на давление перепуска 63
кгс/см2. Гидроцилиндр имеет вытесняемый объем масла при полном
ходе плунжера 240 см3.
Гидроцилиндр нагружен грузом так, что давление в нем при подъеме
этого груза находится в пределах 45— 50 кгс/см2. Штуцер 3
соединен с насосом. Штуцера 11 и 17 соединены со сливом, а
штуцер 4 — с гидроцилиндром.
После перевода золотника в крайнее правое положение (пружина
сжата) он должен автоматически удерживаться в этом положении за
счет разности давлений в торцовых полостях 15 и 8 до тех пор,
пока происходит движение плунжера гидроцилиндра. По окончании
движения плунжера, когда давление в полостях 15 к 8 выравнится,
золотник под действием пружины возвращается в левое положение, а
плунжер гидроцилиндра под действием грузов опускается в исходное
положение.
Расход жидкости через дроссельное отверстие должен быть в
пределах 4—5 л/мин
Работает гидроавтоматическая система копнителя 44-8Б следующим
образом. При закрытом клапане 4 (рис. 44, а) под действием
пружины 9 датчик 11 прижат своим упором 8 к поворотному рычагу
7. Упор 5 на клапане 4 ограничивает поворот двуплечего рычага 12
и через штангу 6 устанавливает рычаг 7 в положение, при котором
датчик отклонен назад, не доходя до планок клапана копнителя.
Гибкая тяга 14 при таком положении механизма провисает.
Рис. 44. Схема работы гидроавтоматической системы
копнителя 44-8Б (наименование позиций см. рис. 42).
При выгрузке копны водитель нажимает на
педаль и открывает защелки 10. Под действием веса копны, днища и
клапана, а также под действием усилий пружины днище опускается,
а клапан 4 поднимается вверх (рис. 44,6). Масло, выдавливаемое
из гидродилиндров 3 через распределитель сливается в гидробак.
Датчик И при выгрузке копны, огибая контур копны, отклоняется
против часовой стрелки. Упор 5 заднего клапана при поднятом
положении этого клапана перестает ограничивать поворот рычага 12
против часовой стрелки.
После того как датчик выйдет из контакта с копной, он под
действием пружины 9 поворачивается по часовой стрелке, и его
упор 8 начинает поворачивать по часовой стрелке рычаг 7, а он
через штангу 6 поворачивает рычаг 12 (рис. 44, в). При этом
вначале будет выбрано провисание гибкой тяги 14, а затем и
перемещение золотника распределителя 1 в его крайнее правое
положение. При таком положении золотника нагнетаемое насосом
масло через распределитель направляется в гидроцилиндры,
закрывая копнитель. Золотник распределителя удерживается в своем
крайнем правом положении в течение всего периода подъема днища и
закрытия заднего клапана в результате его осевой гидравлической
неуравновешенности из-за разности давлений жидкости в торцовых
полостях распределителя.
При возвращении заднего клапана в исходное положение упор 5
входит в контакт с рычагом 12, поворачивая его по часовой
стрелке. Гибкая тяга провисает. Через штангу 6 поворачивается
рычаг 12, а через упор 8 датчик И возвращается в исходное
положение. Задний клапан фиксируют защелки.
Как только копнитель закроется, поток масла через дроссель в
распределителе прекращается. Давление жидкости в торцовых
полостях распределителя выравнивается, и золотник распределителя
под действием пружины возвращается в крайнее левое положение,
при котором поток масла от насоса через распределитель
направляется на слив через распределители основной гидросистемы
комбайна.
Если при пустом копнителе по какой-либо причине не сработают или
откроются защелки, то операция закрытия копнителя автоматически
повторяется. При отсутствии соломы в копнителе и подъеме клапана
4
копнителя упор 5 перестает ограничивать
поворот двуплечего рычага 12 и датчик под действием пружины 9
упором 8 поворачивает рычаг 7, а двуплечий рычаг 12 через штангу
6 и гибкую тягу 14 перемещает шток распределителя в крайнее
правое положение. Днище копнителя начинает подниматься, и клапан
закрывается.
Гидроавтоматическую систему копнителя 44-8Б регулируют только
при его сборке. Такая регулировка заключается в установке
проволочной тяги так, чтобы при закрытом заднем клапане золотник
распределителя находился в крайнем левом положении, а тяга к
нему слегка провисала.
Гидроавтоматическая система копнителя не теряет свою
работоспособность при удлинении проволочной тяги на 50—60 мм.