ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛЕСА

  Главная       Учебники - Лесное производство      Машины и оборудование лесозаготовок, лесосплава и лесного хозяйства

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛЕСА

Обширная сеть водных путей в районах промышленного освоения лесов всегда использовалась для доставки лесоматериалов в пункты их потребления или переработки. Для ряда экономических районов страны водный транспорт леса является завершающей фазой лесозаготовительного производства, его материальной основой. Ежегодно по водным путям народное хозяйство получает около 100 млн. м3 древесины.

В связи с перебазированием лесной промышленности в многолесные районы страны с развитой речной сетью и с реконструкцией внутренних водных путей в этих районах роль водного транспорта леса еще более возрастает. Исключительно важное значение приобретает доставка лесоматериалов по водным путям предприятиям деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, располагающимся в силу большого потребления воды на технологические нужды на крупных водных магистралях.

 

 

 

Рис. VI.1. Транспортно-технологическая схема водного транспорта леса:
а — первоначального сплава леса: 1— первичные лесосплавные пути; 2— магистральная сплавная река; 3 — границы леспромхозов; 4 —лесовозные дороги; 5 — приречные склады; 6 — зимнее плотбище в староречье; 7— секции плота зимней сплотки; 8 — временные передерживающие запани: 9 — русловое ледозащитное сооружение; 10 — лесо-направляющие сооружения; 11 — буксировка лесоматериалов по озеру в кошеле; б — сортировочно-сплоточного рейда: 1 — запань для приема лесоматериалов; 2 — наплавное сортировочное устройство; 3 — сплоточные машины; 4 - сплоточные единицы; 5 — участок формирования секций плотов; 6 — участок формирования секционных плотов; 7 — буксируемый плот; 8 — рабочий поселок; 9 — цех лесопиления и деревообработки;
10 — ТЭС; —затон для отстоя и ремонта судов и плавучих машин; 12 — РММ; в — пришлюзового рейда: 1 — плотостояика прибывающих плотов в верхнем бьефе; 2 — участок расформирования плотов на шлюзуемые секции; 3 — камеры шлюза; 4 — плотина гидроузла; 5 —участок формирования транзитных плотов в нижнем бьефе; г — рейда приплава, лесоперевалочного комбината и рейда морской сплотки: 1 — рейд приплава лесоперевалочного комбината; 2 — участок сортировки лесоматериалов на воде; 3 участок выгрузки; 4 — цех окорки, разделки и шпалопиления; 5 —- отгрузочные ж.д-пути; 6 — штабеля лесоматериалов зимнего запаса; 7 — кабельно-мостовой кран: 8 причал для разгрузки лесовозных судов; 9 — рейд морской сплотки; 10 — буксируемые морские плоты-сигары
 



Главная особенность водного транспорта леса по сравнению со всеми видами сухопутного транспорта заключается в том, что доставка лесоматериалов осуществляется на основе использования энергии водного потока по готовому природному пути без подвижного состава при минимальных капитальных вложениях и незначительном расходе энергетических ресурсов. При умелом и своевременном использовании изменчивых транспортных возможностей природных водных потоков, особенно в период весеннего паводка, когда даже на малых реках создаются самые благоприятные условия для массового сплава и буксировки лесоматериалов, этот вид транспорта становится самым экономичным. Для этого требуется лишь своевременное выполнение соответствующих организационно-технических мероприятий, предусматривающих беспрепятственное движение лесоматериалов в русле реки и быструю сортировку и сплотку их на лесосплавных рейдах для последующей транспортировки в плотах или в судах до пунктов потребления, расположенных за сотни километров.

Основные запасы леса размещаются на разветвленной сети притоков водных магистралей и находятся в большом удалении от пунктов потребления, переработки или перевалки с воды на железную дорогу. Поэтому транспорт леса начинается на небольших сплавных речках в форме первоначального сплава, который по мере нарастания грузопотока и увеличения габаритов сплавного пути переходит в другие формы водного транспорта (рис. VI. 1). Первоначальный сплав леса по малым сплавным рекам проводят или россыпью (молевой сплав), или в сплоточных единицах — пучках, представляющих собой пакеты бревен общим объемом от нескольких кубометров до нескольких десятков кубометров, обвязанных по периметру вблизи концов проволокой или цепными комплектами.

Первоначальный молевой сплав — самый дешевый и массовый вид транспорта леса. Для его проведения не требуется больших капитальных вложений и глубоководных путей, поэтому он широко применяется на малых равнинных реках и незаменим на горных и полуторных реках. Так как верховья рек вскрываются обычно раньше, то сплав лесоматериалов там начинают в более ранние сроки. Если на нижерасположенных ' участках ледоход еще не закончился, то лесоматериалы, поступающие к устьям малых рек, временно задерживают наплавными лесозадерживающими сооружениями, называемыми запанями.

Для успешного проведения молевого сплава лесоматериалов (особенно лиственных пород) необходимо соблюдать сроки их пребывания в сплаве в соответствии с запасом плавучести и не допускать непредусмотренные задержки в пути. Для повышения запаса плавучести и проплава на большие расстояния заготовку лесоматериалов лиственных пород летом производят с применением транспирационной сушки. При заготовке зимой торцы кряжей лиственных пород перед пуском в сплав опрыскивают в штабелях специальным составом, образующим гидроизоляционную пленку, препятствующую проникновению воды внутрь кряжа. Производственный опыт показал, что соблюдение правил подготовки лесоматериалов лиственных пород к длительному сплаву и своевременная обстановка лесосплавного пути лесонаправляющими бонами позволяет избежать потери от утопа и разноса.

Сплав лесоматериалов в сплоточных единицах дает возможность с наибольшей эффективностью использовать кратковременный весенний паводок на сплавных реках и в короткий срок Доставить лесоматериалы на крупные сплавные магистрали с наименьшими затратами труда и материальных средств. Сплоточные единицы готовят к сплаву заблаговременно в течение всего межнавигационного периода и укладывают на пониженные берега или в староречья, защищенные от весеннего ледохода и затопляемые весенним паводком (рис. VI.1,а). Иногда сплоточные единицы укладывают на незатопляемые берега, а после вскрытия реки при помощи бульдозеров, специальных транспортирующих машин или лебедок их сбрасывают на воду для сплава.

Если на сплавном пути встречаются участки без течения (например, озера, водохранилища), то лесоматериалы транспортируют по ним буксирными или варповальными судами. Для этого находящиеся на плаву лесоматериалы заключают в плавучее ограждение (оплотник) и образуют так называемый кошель.

По судоходным рекам транспорт леса молевым сплавом не допускается, поэтому на границе судоходства лесоматериалы задерживают специальными наплавными сооружениями (запанями), а затем их сортируют на воде по сортиментам и длинам и сплачивают при помощи специальных плавучих машин в сплоточные единицы — пучки. Объем пучков достигает 50 м3. По форме пучок из бревен приближается к цилиндру, имеющему эллиптическое поперечное сечение.

 

На прочность пучка влияет соотношение осей его поперечного сечения: ширины В и высоты Я. Чем ближе это отношение к единице, тем прочнее пучок. Для буксировки лесоматериалов в пучках по водохранилищам и озерам отношение В/Н не должно превышать 1,5, а для речных условий 3.

Из пучков формируют секции плота правильной прямоугольной формы. Для зарегулированных водных путей ширина секции установлена 27 м, длина 115 м. При помощи специальных соединительных элементов секции объединяют в транзитный плот шириной 54 м, длиной 460 м. Объем лесоматериалов такого плота составляет примерно 25—27 тыс. м3. Плоты буксируют за тягой теплоходов до пункта потребления или перевалки с воды на железную дорогу. Специализированные предприятия, выполняющие сортировку, сплотку лесоматериалов и формирование плотов, называются сортировочно-сплоточными рейдами (рис. VI.1,6). На них концентрируется большое количество лесоматериалов (часто по нескольку миллионов кубометров). Для выполнения основных работ рейды оснащены специальными высокопроизводительными плавучими машинами и лесосплавным флотом. Рейды имеют вспомогательно-обслуживающие производства: ремонтно-механические мастерские, ремонтные затоны, деревообрабатывающие производства, большое энергетическое хозяйство с развитой электросетью, такелажные мастерские и др.

В крупных речных бассейнах наряду с перевозкой леса в плотах получают развитие судовые перевозки лесоматериалов. Погрузка их в лесовозные суда производится на отдельных участках сортировочно-сплоточных рейдов или на специальных сор-тировочно-погрузочных рейдах. Основными средствами для погрузки леса в суда являются плавучие краны грузоподъемностью 10—15 т с большим вылетом стрелы (25—30 м).

На зарегулированных водных путях для проводки плотов через гидротехнические сооружения организуют пришлюзовые рейды (рис. У1.1,в),на которых прибывающие транзитные плоты разъединяют на секции, при необходимости ремонтируют и отдельными секциями через шлюзовые камеры пропускают в нижний бьеф. Здесь секции снова соединяют в транзитный плот и буксируют до следующего гидроузла или до конечного пункта прибытия. Пришлюзовые рейды оснащают специальными плавучими подъемно-транспортными установками, такелажными базами и специальными судами-формировщиками, оборудованными тяговыми механизмами. 1

Для перевозки по морю лесоматериалы сплачивают на рейдах морской сплотки в специальные морские плоты сигарообразной формы объемом до 3 тыс. м3 (рис. VI.1, г). Такие плоты отличаются большой прочностью, волноустойчивостью и хорошей обтекаемостью при буксировке. Рейды морской сплотки располагают чаще всего в устьях крупных рек; лесоматериалы поступают к ним с верховьев в плотах речного или озерного типа.

В тех случаях, когда потребители лесоматериалов удалены от водных путей, лесосплавные организации производят перевалку лесоматериалов с воды на железную дорогу. Специализированные лесосплавные предприятия, выполняющие перевалку, называются лесоперевалочными комбинатами (см. рис. VI. 1, г). Их располагают в местах пересечения крупных водных магистралей с железной дорогой общего назначения. Лесоперевалочные комбинаты имеют большой объем работ и входят в состав предприятий водного транспорта леса. Основными работами лесоперевалочных предприятий являются прием Плотов и судов на рейде приплава, выгрузка лесоматериалов на берег в течение навигации, штабелевка их для создания зимнего запаса, разделка долготья на короткомерные сортименты, Шпального сырья на шпалы, сортировка лесоматериалов на берегу, погрузка леса в железнодорожные составы и отправка их Потребителям. Объем перевалки лесоматериалов на отдельных лесоперевалочных комбинатах за навигацию достигает 1 млн. м3.
 

Рейды приплава лесоперевалочных комбинатов имеют плавучие и береговые причалы, наплавные сооружения, механизмы для передвижения лесоматериалов по воде, плавучие пакетирующие машины, лесосплавной флот и плавучие краны. Выгрузка лесоматериалов из воды и из судов и укладка в штабеля выполняются на лесоперевалочных комбинатах крановым оборудованием большой грузоподъемности. Большое распространение получили на лесоперевалочных комбинатах портальные и козловые краны, а также кабельно-мостовые и кабельные краны больших пролетов. Часто при выгрузке и штабелевке лесоматериалов сочетают работу нескольких видов подъемно-транспортного оборудования. Для разделки и сортировки лесоматериалов на лесоперевалочных комбинатах широко применяют полуавтоматические поточные линии.

В настоящее время получила распространение поставка лесоматериалов на лесоперевалочные комбинаты в плотах из пучков, сформированных из неразделанных хлыстов. Такие пучки состоят из двух пакетов по 20—25 м3 каждый. Пакеты объединяют в один пучок при помощи тросовых обвязочных комплектов. Пакеты выгружают из воды на берег при помощи кранов грузоподъемностью 30 т, которые входят в состав поточной автоматизированной линии выгрузки, разделки, сортировки и штабелевки.

Поставка на лесоперевалочные комбинаты хлыстов имеет большие преимущества: леспромхозы, испытывающие дефицит рабочих, освобождаются от больших трудозатрат, связанных с разделкой хлыстов на приречных складах, повышается выход товарной продукции за счет полной переработки хлыстов в условиях более организованного и комплексно механизированного производства лесоперевалочных комбинатов, исключаются путевые аварии при буксировке их по крупным водохранилищам и «озерам в штормовой период.


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..