Валочно-трелевочная машина ВТМ-4 предназначена для
валки деревьев и трелевки их на лесопогрузочный пункт. Базой машины
является трактор ТТ-4. Технологическое оборудование включает механизмы:
срезания деревьев с подвеской, направленной валки деревьев, погрузки и
формирования пакета, удержания пакета на конике в процессе трелевки.
Помимо указанных механизмов, на машине имеется бульдозерная установка со
снегоочистителем, ограждение кабины, гидросистема. С трактора ТТ-4 сняты
погрузочное устройство, лебедка; раздаточная коробка заменена на новую
для приводов насосов, доработана рама трактора для компоновки и
размещения технологического оборудования.
Машина ВТМ-4 (рис. V.1, б) должна двигаться по кромке леса слева по ходу
движения. Подойдя к дереву, оператор при помощи рычагов управления и
исполнительных органов, открывает обвязочный рычаг 3, опускает на землю
приемопогрузочный рычаг 6, подводит к дереву цепной пильный аппарат 5 и
рычаг 4 направленной валки. При срезании дерева рычаг 4 давит на него в
сторону валки, по окончании пропила оно падает на рычаг 6, который
поднимает его комель на коник 1, а рычаг 3 при помощи гидроцилиндра 2
поворачивается и канатом охватывает комель (пачку деревьев), затем
лебедка натягивает канат и зажимает его. Спереди машины подвешена
бульдозерная установка со снегоочистителем 7.
Механизм срезания деревьев, как и у валочно-пакетирующей машины ЛП-19,
представляет собой консольную цепную пилу с гидроприводом и крепится к
вертикальной подвеске, которая обеспечивает его вертикальное перемещение
при помощи гидроцилиндра. Вертикальная подвеска закреплена на конце
выдвижной горизонтальной телескопической балки, которая приводится в
движение гидроцилиндром. Пильный механизм выдвигается в сторону от
машины на расстояние 1,2 м. Максимальный диаметр срезаемых деревьев 1,2
м. Скорость срезания пильного цепного механизма 15 м/с. Вертикальное
перемещение пильной шины от уровня опорной поверхности гусениц (ниже
уровня земли) 40 мм.
Механизм направленной валки дерева (рис. V.2, а) представляет собой
телескопическую конструкцию, состоящую из
поворотной 4 и выдвижной 1 балок, системы рычагов 2, амортизационных
устройств 5 и гидроцилиндра 3.
Валочно-трелевочные машины ЛП-17 и ЛП-49 предназначены для валки
деревьев, формирования пакета и его трелевки. Базовой машиной ЛП-17
является трактор ТДТ-55А, а ЛП-49 — трактор ТТ-4. По конструкции
технологического навесного оборудования машины одинаковы и отличаются
друг от друга только параметрами. На раме трактора позади кабины (рис.
У.1,г) установлена поворотная колонна со стрелой и рукоятью,
оканчивающейся подвеской захватно-срезающей головки. Подвеска (рис. V.2,
б) с поворотным гидроцилиндром является звеном пантографной системы
гидроманипулятора и
при любых его положениях не меняет своего положения
относительно рамы базовой машины. Захватно-срезающая головка при помощи
шарнира 1 подвешена к поворотному цилиндру. Два гидроцилиндра поднимают
и опускают стрелу, а один гидроцилиндр поворачивает рукоять.
Захватно-срезающая головка (см. рис. V.2, б) при спиливании дерева валит
его за счет момента, развиваемого вертикальной грузоподъемной силой
манипулятора и моментом М, развиваемым рычагом 9 от гидроцилиндра. Рычаг
9 поворачивается вокруг шарнира 10, закрепленного в корпусе головки.
Рычаг совместно с гидроцилиндром 4 и упором 5 представляют собой домкрат
и обеспечивают направленную валку дерева. Моменты, развиваемые рычагом и
манипулятором, могут действовать одновременно и раздельно. Рычаги 6
захватывают и удерживают дерево гидроцилиндрами (на рисунке не показано)
Дерево спиливается цепным пильным аппаратом 8
консольного типа, приводимым в движение гидродвигателем 7, а пильная
шина надвигается гидроцилиндром (на рисунке не показано).
Производительность чистого пиления составляет 330 см2/с. Толкающий
момент при валке дерева с гидродомкратом составляет 72 кН * м. Головка
поворачивается в вертикальной плоскости вокруг шарнира 3, гидроцилиндром
2 она поворачивается в горизонтальной плоскости. Гидроцилиндр вместе с
головкой подвешены на шарнире 1 к рукояти гидроманипулятора.
Поворот захватно-срезающей головки вокруг вертикальной оси составляет
3,8 рад (220°), вокруг горизонтальной оси 2,09 рад (120°). Коник,
установленный на машине, представляет собой аналогичную конструкцию с
коником трактора ТБ-1 (см. рис. V.4, б). Щит машины защищает задний мост
от повреждений и несет на себе ролик, который облегчает сброс деревьев с
коника машины. Бульдозерная установка позволяет выравнивать торцы комлей
в пачке после ее сброски.