ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ И ИХ МАРКИРОВКА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

  Главная      Учебники - Лес     Справочник механика лесозаготовительного предприятия (Немцов В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

2.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ И ИХ МАРКИРОВКА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Пневматические шины выпускаются в соответствии со следующими ГОСТами: ГОСТ 4754—80 «Шины пневматические для легковых автомобилей»; ГОСТ 5513—75 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов»; ГОСТ 8430—76 «Шины пневматические для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин»; ГОСТ 13298—78 «Шины пневматические с регулируемым давлением». Некоторые шины выпускаются по специальным техническим условиям (ТУ). Пневматические камерные шины состоят из покрышки, камеры и ободной ленты.

Покрышка — торообразная оболочка, непосредственно воспринимающая усилия, действующие на шину со стороны дороги при эксплуатации. Конструкция покрышки приведена на рис. 50.

Каркас 5 является силовой частью покрышки. Состоит из одного или нескольких слоев корда, обычно закрепленных на бортовых кольцах. Он воспринимает внутреннее давление воздуха, силы статического и динамического воздействия дороги и передает их на обод. Число слоев корда определяет норму слойности шины. От числа слоев корда зависит грузоподъемность шины.

Брекер покрышки 2 состоит из слоев корда или резины и расположен между протектором и каркасом. Брекер смягчает ударные нагрузки, действующие на колесо со стороны дороги, и более равномерно распределяет их по каркасу.

 

 

 

 

Протектор 1 — наружная резиновая часть покрышки, имеющая рельефный рисунок, обеспечивающий сцепление шины с дорогой и предохраняющий каркас шины от повреждений. От рисунка протектора, образованного сочетанием канавок и выступов, зависят многие важные эксплуатационные свойства автомобиля: сцепление с опорной поверхностью дороги, сопротивление качению колеса, устойчивость, управляемость и бесшумность.

 

 

Боковина 6 — это слой покровной резины, являющейся продолжением протектора, который выполняет те же защитные функции, но только для боковых стенок.

Борт, состоящий из гибкого металлического бортового кольца 7, пятки борта 8, основания борта 9 и носка борта 10, обеспечивает крепление шины на ободе колеса.

По расположению нитей в корде каркаса шины подразделяются на диагональные, наиболее распространенные в настоящее время, и радиальные.

Как видно на рис. 51, в диагональной шине (рис. 51, а) в каркасе нити смежных слоев корда располагаются диагонально (под углом), образуя как бы сетку.

В радиальной шине Р (рис. 51, б) в каркасе нити корда располагаются по кратчайшему расстоянию между бортами — радиально. Шины Р по сравнению с шинами обычной конструкции характеризуются большей грузоподъемностью (на 15... 20 %), большей радиальной эластичностью (на 30... 35 %), меньшим сопротивлением качению (на 10%), меньше нагреваются (на 20... 30 °С). Поэтому срок их службы на дорогах с усовершенствованными покрытиями в 1,5...2 раза больше обычного.

Однако повышенная боковая эластичность этих шин иногда затрудняет управление на неровных дорогах. Имея более высокое давление воздуха по сравнению с шинами обычной конструкции, они создают нежелательные повышенные напряжения в дорожных конструкциях гравийных дорог.

В зависимости от назначения транспортной машины применяются пневматические шины с различным рисунком протектора: дорожным, универсальным, повышенной проходимости
(рис. 52).

Дорожный рисунок протектора имеют шины, предназначенные для работы на дорогах с твердым покрытием. Он обычно представляет собой продольные зигзагообразные ребра и канавки. Рисунок такого типа придает протектору высокую износостойкость, обеспечивает бесшумность работы шины..

Универсальный рисунок протектора используется для машин, эксплуатируемых на дорогах смешанного типа (с твердым покрытием,-гравийным и грунтовым). Протектор с таким рисунком имеет мелкие грунтозацепы в центральной части и более крупные по бокам. При движении, по плохим дорогам боковые грунтозацепы входят в зацепление с грунтом, в результате чего улучшается проходимость.

Рисунок повышенной проходимости предназначен для машин, работающих в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Он характеризуется редко расположенными высокими грунтозацепами, в результате чего обеспечивается хорошее сцепление с грунтом и самоочищаемость колес. Однако при движе-нии по дорогам с твердым покрытием повышается износ шин с этим рисунком.



Камера — герметичная торообразная эластичная трубка, заполняемая воздухом. Толщина стенок камеры в поперечном сечении неравномерна. Несколько большую толщину камера имеет в зоне максимальной деформации на участке, расположенном под протектором шины. В процессе качения колеса камера работает в высоконапряженных температурных условиях, возникающих в результате нагрева шины и обода.



Ободная лента — профилированное эластичное кольцо, располагаемое в пневматической шине между бортами покрышки, камерой и ободом. Лента предохраняет камеру от истирания о выступающие детали обода и борта покрышки.

 

 

 

Рис. 52. Рисунок протектора шины:
а — дорожный; б — универсальный; в — повышенной проходимости

 

 

 

Шинная промышленность в зависимости от назначения шины и условий ее эксплуатации выпускает шины различных типов. Маркировка шины расшифровывается следующим образом: сокращенное буквенное обозначение завода-изготовителя указывается в начале маркировки; римские цифры, следующие за обозначением завода-изготовителя, указывают месяц изготовления; следующие две цифры указывают год изготовления; последние цифры означают серийный номер покрышки.

Пример: Бр VII 84241356 расшифровывается следующим образом: покрышка изготовлена на Барнаульском шинном заводе, в июле 1984 г., № 241356.

Для шин, подлежащих балансировке (в основном для шин легковых автомобилей),— балансировочная метка (красный кружок, треугольник или квадрат), обозначающая самую лег-кую часть покрышек, с которой при мрнтаже совмещается вентиль камеры.

Размеры шин низкого давления и шин с регулируемым давлением воздуха обозначают двумя цифрами со знаком тире между ними. Первое число указывает ширину профиля, второе— внутренний (посадочный) диаметр шины. Если в обозначении размера шины стоит буква Р (или R), это означает, что шина радиальная, а если стоят буквы PC, то шина радиальная со сменным протектором. Размеры в миллиметрах. Например, 260-508; 260-508Р; 320-508.

Размеры некоторых шин могут также обозначаться в дюймах. Например, 6,15-13; 8,40-15.

Размеры широкопрофильных шин, например, применяемых на лесовозных автомобилях КрАЗ-255Л1, обозначаются тремя цифрами в миллиметрах.

Первая цифра — наружный диаметр; вторая цифра после знака умножения — ширина профиля; третья цифра после знака тире — внутренний (посадочный) диаметр шины. Пример:

1100 X 400-533; 1300 X 530-533.

В модели шины учитывается ее размер, число слоев корда в каркасе, рисунок протектора. Размер шин и их применяемость на машинах, используемых в лесозаготовительных предприятиях, приведен в табл. 6.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..