1. Конструктивные особенности подшипников лесозаготовительных машин
Лесозаготовительные машины имеют большое количество разнообразных по
назначению подшипников качения.
Некоторые подшипники имеют отличия по конструкции, материалам деталей и
смазок или техническим требованиям на их изготовление от подшипников
основной конструкции. Такие подшипники имеют дополнительные знаки в
условном обозначении.
Подшипники качения классифицируют по следующим признакам: направлению
воспринимаемой нагрузки по отношению к оси вала (радиальные,
радиально-упорные, упорные); форме тел качения (шариковые, роликовые);
числу рядов тел качения (однорядные, двухрядные, многорядные);
способности само-установки (самоустанавливающиеся и
несамоустанавливаю-щиеся).
Радиальные однорядные шарикоподшипники способны воспринимать радиальные
и осевые нагрузки и фиксируют осевое положение вала в обе стороны.
Шариковые радиальные двухрядные сферические подшипники способны
воспринимать радиальные и небольшие осевые нагрузки.
Подшипники фиксируют вал в осевом направлении в обе стороны. Допускают
несоосность посадочных мест (перекосы) до 2... 3°.
Роликоподшипники с короткими цилиндрическими роликами способны
воспринимать различные радиальные нагрузки.
Радиальные сферические двухрядные роликоподшипники имеют наибольшую
радиальную грузоподъемность по сравнению с подшипниками других типов.
Подшипники фиксируют вал в осевом направлении в обе стороны в пределах
имеющихся осевых зазоров.
Игольчатые подшипники при минимальных радиальных га-баритах обладают
наибольшей радиальной грузоподъемностью. Осевые нагрузки воспринимать не
могут. Подшипники весьма чувствительны к прогибам и несоосности
посадочных мест.
Роликоподшипники с витыми роликами воспринимают только радиальные
нагрузки. В осевом направлении вал не фиксируют. По сравнению с
подшипниками, имеющими сплошные цилиндрические ролики, имеют примерно
вдвое меньшую грузоподъемность и могут работать только при небольших
скоростях.
Радиально-упорные шарикоподшипники способны воспринимать комбинированные
радиально-осевые нагрузки.
Конические роликоподшипники могут воспринимать радиальные и осевые
нагрузки. Способность подшипников к восприятию осевой нагрузки зависит
от угла конусности наружного кольца. С увеличением этого угла осевая
грузоподъемность возрастает за счет уменьшения радиальной.
Допустимые скорости конических подшипников по сравнению со скоростями
подшипников, имеющих цилиндрические ролики, ниже.
Подшипники — разъемные, что позволяет производить раздельный монтаж
наружных и внутренних колец.
Упорные шарикододшипники могут воспринимать только осевые нагрузки:
одинарные — в одном направлении; двойные— в обе стороны. Допустимые
скорости вращения ограничены.
Упорные роликоподшипники способны воспринимать большие осевые нагрузки,
а некоторые из них и небольшие радиальные. Упорные роликоподшипники по
форме роликов разделяются на три вида: с цилиндрическими, коническими и
бочкообразными роликами.