ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ДЛЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

  Главная      Учебники - Лес     Справочник механика лесозаготовительного предприятия (Немцов В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

6.

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ДЛЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

 

С 01.01.1987 г. введен ГОСТ 17470.2—85 на новое обозначение трансмиссионных масел, которое рассмотрено ниже. Новое обозначение будет вноситься в нормативно-технические документации машин и оборудования.

 

 

До введения указанного стандарта трансмиссионные масла обозначали словами, например, масло для коробки передач, рулевого управления (далее указывали номер ГОСТа). Некоторые масла маркировали буквами, представляющими собой первые буквы слов, указывающие назначение, и т.д.; цифры в обозначении— это значение кинематической вязкости масла в мм2/с при 100 °С. Значение отдельных букв в обозначении трансмиссионных масел следующее: Т—масло трансмиссионное, А — автомобильное, Д — долгоработающее, С — масло получено из сернистых нефтей, П — масло содержит присадку, К — масло для автомобилей КамАЗ.

По эксплуатационным свойствам трансмиссионные масла подразделяются на пять групп: от ТМ-1 до ТМ-5.

Группа ТМ-1 объединяет масла для прямозубых цилиндрических, спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях до 1000 МПа и температуре масла в картере 90 °С.

Типичные представители масел ТМ-1 — нигролы—масла промышленного оборудования, выпускаемые по ТУ 38 101529—75. Нигрол зимний может быть отнесен к классу вязкости 18, а летний — к классу вязкости 34.

Масла применяют в агрегатах трансмиссии некоторых тракторов, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин, а также в планетарных передачах подъемных кранов и экскаваторов. Нигролы представляют собой неочищенные остатки от прямой перегонки нефти и характеризуются большим содержанием продуктов глубокого окисления масла (смол, асфальте-нов и др.), а также механических примесей. Эксплуатационные свойства нигролов невысоки, что ограничивает масштабы их применения.

Маслом этой группы является трансмиссионное масло ТС-

14,5 (ТУ 38 10110—81), используемое в малонагруженных агрегатах трансмиссии некоторых автомобилей и тракторов.

Группа ТМ-2 — масла, аналогичные с маслами группы ТМ-1 назначения, но применяемые в передачах с контактными напряжениями до 2000 МПа и температуре масла в картере до
120 °С.

К группе ТМ-2 относится масло ТСп-10 по ТУ 38 101701—79 (класс вязкости 9) — смесь валорного деасфальтизата и низко-застывающего дистиллятного масла, к которой добавлено 5 % противоизносной присадки ЭФО и 1 % депрессора АзЙИИ-ЦИ-АТИМ-1. В эту группу входит также масло класса вязкости 18: ТЭп-15 по ГОСТ 23652—79. Масло готовят смешением экстрактов от фенольной очистки остаточных масел с дистиллятор-ными индустриальными маслами общего назначения по ГОСТ 20799—75. Масло содержит присадки — 5 % ЭФО и 1 % А3НИИ-ЦИАТИМ-1.

 

Группа ТМ-3 — масла для таких же вышеуказанных передач, но работающих при контактных напряжениях свыше 2000 МПа и температуре масла в картере свыше 120 °С.

В группу ТМ-3 входят масла ТС-10-ОТП, ТАП-15В и
ТСП-15К.
Масло ТС-10-ОТП (класс вязкости 9) представляет собой смесь десафальтизата эмбенских нефтей с маловязким низко-застывающим дистиллятным компонентом (велоситовым или трансформаторным дистиллятом), к которой добавлено 7...
9 % противозадирной присадки ОТП, до 1 % депрессора А3НИИ и 0,005 % противопенной присадки ПМС-200А. Масло применяют для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач автомобилей, дорожно-строительных машин, осевых редукторов локомотивов и для других механизмов, работающих при температурах до —45 °С. Масло ТС-10-ОТП является зимним для средней климатической зоны и всесезонным для северных районов.

Масло ТАП-15В представляет собой смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки из волгоградских нефтей с ди-стиллятными маслами или фильтрат обезмасливания парафина и мангышлакской нефти, к которым добавлены противозадирные присадки 6 % ОТП или 5 % Л3-23к и 1 % А-3-НИИ-
ЦИАТИМ-1.

Масло ТСП-15К изготавливают из смеси дистиллятного и остаточного масел западносибирских сернистых нефтей, к которой добавляют (фотивозадирную (4,5 % Л3-23к), противоиз-носную (2,2 % ДФ-1), депрессорную (1,5 % ПМА-Д) и противо-пенную (0,005 % ПМС-200А) присадки. Масло предназначается для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ.

Группа ТМ-4 — масла для гипоидных передач, работающих либо при высоких скоростях и малых нагрузках, либо при низких скоростях и больших нагрузках, когда температура масла в объеме не превышает 135 °С.

К группе ТМ-4 относятся масла ТС3-9ГИп (ОСТ 38 101158— 78) иТСп-14гип (ГОСТ 23652—79).

Масло ТСз-9гип (класс вязкости 9) представляет собой смесь масла МС-8 или трансформаторного из сернистых нефтей с остаточным маслом МС-20с. Смесь загущена присадкой (18 % ПМА-В) и содержит противозадирную (9 % JI3-309/2), противокоррозионную (2% ВНИИНП-371), депрессорную (1,5% ПМА-Д) и противопенную (0,005 % ПМС-200А) присадки. Предназначается для смазывания цилиндрических, спирально-кони.ческих и гипоидных передач грузовых автомобилей и других машин, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера и востока страны при температуре воздуха до —50...—55 °С.

 

Масло ТСп-14гип (класс вязкости 18) получают смешением остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей (на основе масла ТС-14,5) с добавлением к смеси 2,2 % противозадирной присадки Хлореф-40, до 0,35 % MACK и 0,007 % ПМС-200А. Масло предназначается для гипоидных ведущих мостов грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ. Применяется все-сезонно в умеренной и жаркой климатических зонах до температуры воздуха — 30 °С.

Группа ТМ-5— масла для гипоидных передач, работающих в таких же условиях, что и масла группы ТМ-4, а также при высоких скоростях и ударных нагрузках, тогда температура масла в объеме выше 135 °С.

В группы ТМ-5 входят масла ТМ5-12РК (ТУ 38 101844—80) и ТАД-17 и (ГОСТ 23652—79).

Масло ТМ5-12РК (класс вязкости 12) представляет собой высокоиндексное низкозастывающее масло селективной очистки, полученное из западносибирской нефти, загущенное полимерной присадкой. К загущенной основе добавлены многофункциональная (противоизносная, противозадирная и антиокислитель-ная), противокоррозионная и противопенная присадки. Масло относится к числу универсальных и предназначается для эксплуатации и консервации тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических, гипоидных и червячных передач автомобилей и других транспортных машин.

Универсальное масло ТАД-17И (класс вязкости 18) получают смешением базового масла ТБ-20 с 1,8 % ПМА-Д и 6,5 % комплексного концентрата присадок типа Англамол-99, а также 0,005 % ПМС-200А. Масло обладает высокими противозадирными, противоизносными, защитными и днтиокислительными свойствами. Предназначается для таких же передач, что и масло ТМ5-12РК, работающих всесезонно в умеренной и жаркой климатических зонах.


Для смазывания планетарных коробок передач гусеничных машин и некоторых многоосных колесных автомобилей повышенной проходимости используют масла МТ-16П (по ГОСТ 6360—83 или по ТУ 38 001117—73), МТ-8п (по ТУ 38 101277— 72) и ТСЗп-8 (по ТУ 38 101313—78).

Масло МТ-16п остаточное,. сернокислой и селективной очистки. Оно содержит 3... 4 % многофункциональной присадки ЦИАТИМ-339 и 0,8 % АНИИ-ЦИАТИМ-1 (масло по ГОСТ 6360—83) или 4,5 % многофункциональной присадки МНИ ИП-22к и 0,002 % ПМС-200А (масло по ТУ 38001117—83).

Масло МТ-8п представляет собой смесь дистиллятного и остаточного компонентов глубокой очистки, в которой добавлены присадки 4,5 % МНИ ИП-22к, 1,5 % А3НИИ-ЦИАТИМ-1 и 0,003 % ПМС-200А.

 

Масло ТСЗп-8 получают загущением маловязкой низкоза-стывающей основы 13 % присадки ПМА-В.

По ГОСТ 17479.2—85 новое обозначение минеральных трансмиссионных масел, применяемых для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, дорожностроительных машин и судовой техники, состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами — ТМ (трансмиссионное масло), вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность масел по эксплуатационным свойствам; третья обозначается цифрами и характеризует класс вязкости.

В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100 °С трансмиссионные масла делят на классы, указанные в табл. 7.3.

 

 

 

 

В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла делят на группы 1, 2, 3, 4 и 5, указанные в табл. 7.4.

Пример обозначения трансмиссионных масел: ТМ-4-9, где ТМ — масло трансмиссионное; 4 — масло группы 4 с противозадирными присадками высокой эффективности; 9 — класс вязкости.

Соответствие обозначений трансмиссионных масел принятым в нормативно-технической документации (НТД) машин и по ГОСТ 17479.2—85 приведено в табл. 7.5.

Масла для гидромеханических трансмиссий автомобилей (ТУ 38 101179—71) предусматривают две марки масла:

А — масло селективной очистки, загущенное полиизобутиленом и полиметакрилатом, предназначенное для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач;

Р — масло, приготовленное на основе маловязкого веретенного масла АУ и предназначенное для заполнения системы гидроусилителя рулевого привода и гидрообъемных передач.

В то и другое масла введены присадки MACK, ДФ-11 и

ПМС-200А.

Редукторные масла используют для смазывания разнообразных зубчатых, червячных и винтовых передач различного промышленного оборудования: металлорежущих станков и др. Мало и средненагруженные зубчатые и червячные передачи

смазывают не содержащими присадок индустриальными маслами общего назначения по ГОСТ 20799—75.

 

Высокоскоростные коробки передач металлорежущих стан-ков смазывают индустриальными маслами серии ИГП марок
18, 30, 38 и 49 по ТУ 38 101413—78,

 

В средненагруженных зубчатых и червячных коробках передач, зубчатых муфтах и других передачах металлорежущих станков, где требуются масла с улучшенными смазочными свойствами, применяют индустриальные масла серии ИСП (марки
25, 40, 65 и 100) по ТУ 38 101293—78.

В зубчатых передачах промышленного оборудования, эксплуатируемых при средних и высоких нагрузках в условиях ударного нагружения, применяют индустриальные редукторные масла серии ИРп, вырабатываемые по ТУ 38 101451—78.

В зубчатых передачах, работающих в условиях особо низких температур (до —60 °С) с контактными напряжениями до
1,2 ГПа, применяют специальное трансмиссионное масло СТ-20 по ТУ 38 101170—76.

В открытых тихоходных редукторах помимо масел группы ТМ-1 (чаще всего класса вязкости 34) используют полугудрон, выпускаемый по ОСТ 380184—75. Он имеет вязкость 130... 190 мм2/с при 50 °С, обладает удовлетворительной адгезией и поэтому хорошо удерживается на поверхности крупногабаритных колес.

Компрессионные масла применяют для смазки компрессоров. Цифра в марке масел указывает на кинематическую вязкость при 100 °С

 

Для смазывания контрольно-измерительной аппаратуры и некоторых соединений гидропневматических систем используют масло вазелиновое приборное МВП (ГОСТ 1850—76), обладающее вязкостью при 50 °С 6,5... 8 мм2/с. Температура его застывания —60 °С.

Трансформаторы, масляные выключатели и аналогичные высоковольтные устройства заполняют трансформаторными маслами ТК и ТКп, имеющими вязкость при 50 °С соответственно 9,6 и 9 мм2/с, температуру застывания — 45 °С.

В некоторых случаях при смазывании лесозаготовительных машин применяют и другие смазочные масла:

осевые (ГОСТ 610—72) марок Л, 3, С, имеющие соответствующую вязкость 42... 60, 22 и 12... 14 мм2/с при 50 °С, температуру застывания 3—40 °С, С—55 °С;

авиационные (ГОСТ 21743—76) марок МС-20, МК-22 и МС-20с (число в марке масла указывает на его вязкость в мм2/с при 100 °С, температура застывания равна сответственно —18,

—14 и —18 °С);

турбинные марок Т-22 (ГОСТ 32—74) и Т„-22 (ГОСТ 9972— 74) вязкостью 22 м2/с при 50 °С и температурой застывания не выше —15 °С;

цилиндровые (ГОСТ 6411—76) марок 38 и 52, вязкостью соответственно 32...50 и 50...70 мм2/с при 100 °С и температурой застывания не выше—17 и —5°С.

 

 

Таблица 7.3

Класс

Кинематическая вяз­

Класс

Кинематическая вяз­

вязкости

кость при 100° С, мм*/с

вязкости

кость при 100 °С, мм2

9

6 . . . 10,99

18

14 . . . 24.99

12

11 . . . 13,99

24

25 ... 41

 

 

 

Таблица 7.5

По ГОСТ 17479.2—85

По НТД

По ГОСТ 17479.2—85

По НТД

ТМ-1—18

ТС-14,5

ТМ-3—18

ТСп-15К

ТМ-1—18

АК-15

ТМ-3—18

ТАП-15В

ТМ-2—9

ТСп-ЮЭФО

ТМ-4—9

ТСз-9гип

ТМ-2—18

ТЭП-15

ТМ-4—18

ТСл*14гип

ТМ-2—34

ТС

ТМ-4—34

ТС гип

ТМ-3—9

ТСЭп-8

ТМ-5—12э (рк)

ТМ5-12рк

ТМ-3—9

ТСп-10

ТМ-5— 18

Т АД-17И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..