ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ДЛЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ
МАШИН
С 01.01.1987 г. введен ГОСТ 17470.2—85 на новое
обозначение трансмиссионных масел, которое рассмотрено ниже. Новое
обозначение будет вноситься в нормативно-технические документации машин
и оборудования.
До введения указанного стандарта трансмиссионные
масла обозначали словами, например, масло для коробки передач, рулевого
управления (далее указывали номер ГОСТа). Некоторые масла маркировали
буквами, представляющими собой первые буквы слов, указывающие
назначение, и т.д.; цифры в обозначении— это значение кинематической
вязкости масла в мм2/с при 100 °С. Значение отдельных букв в обозначении
трансмиссионных масел следующее: Т—масло трансмиссионное, А —
автомобильное, Д — долгоработающее, С — масло получено из сернистых
нефтей, П — масло содержит присадку, К — масло для автомобилей КамАЗ.
По эксплуатационным свойствам трансмиссионные масла подразделяются на
пять групп: от ТМ-1 до ТМ-5.
Группа ТМ-1 объединяет масла для прямозубых цилиндрических,
спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных
напряжениях до 1000 МПа и температуре масла в картере 90 °С.
Типичные представители масел ТМ-1 — нигролы—масла промышленного
оборудования, выпускаемые по ТУ 38 101529—75. Нигрол зимний может быть
отнесен к классу вязкости 18, а летний — к классу вязкости 34.
Масла применяют в агрегатах трансмиссии некоторых тракторов,
сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин, а также в планетарных
передачах подъемных кранов и экскаваторов. Нигролы представляют собой
неочищенные остатки от прямой перегонки нефти и характеризуются большим
содержанием продуктов глубокого окисления масла (смол, асфальте-нов и
др.), а также механических примесей. Эксплуатационные свойства нигролов
невысоки, что ограничивает масштабы их применения.
Маслом этой группы является трансмиссионное масло ТС-
14,5 (ТУ 38 10110—81), используемое в малонагруженных агрегатах
трансмиссии некоторых автомобилей и тракторов.
Группа ТМ-2 — масла, аналогичные с маслами группы ТМ-1 назначения, но
применяемые в передачах с контактными напряжениями до 2000 МПа и
температуре масла в картере до
120 °С.
К группе ТМ-2 относится масло ТСп-10 по ТУ 38 101701—79 (класс вязкости
9) — смесь валорного деасфальтизата и низко-застывающего дистиллятного
масла, к которой добавлено 5 % противоизносной присадки ЭФО и 1 %
депрессора АзЙИИ-ЦИ-АТИМ-1. В эту группу входит также масло класса
вязкости 18: ТЭп-15 по ГОСТ 23652—79. Масло готовят смешением экстрактов
от фенольной очистки остаточных масел с дистиллятор-ными индустриальными
маслами общего назначения по ГОСТ 20799—75. Масло содержит присадки — 5
% ЭФО и 1 % А3НИИ-ЦИАТИМ-1.
Группа ТМ-3 — масла для таких же вышеуказанных
передач, но работающих при контактных напряжениях свыше 2000 МПа и
температуре масла в картере свыше 120 °С.
В группу ТМ-3 входят масла ТС-10-ОТП, ТАП-15В и
ТСП-15К.
Масло ТС-10-ОТП (класс вязкости 9) представляет собой смесь
десафальтизата эмбенских нефтей с маловязким низко-застывающим
дистиллятным компонентом (велоситовым или трансформаторным дистиллятом),
к которой добавлено 7...
9 % противозадирной присадки ОТП, до 1 % депрессора А3НИИ и 0,005 %
противопенной присадки ПМС-200А. Масло применяют для смазывания тяжело
нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач
автомобилей, дорожно-строительных машин, осевых редукторов локомотивов и
для других механизмов, работающих при температурах до —45 °С. Масло
ТС-10-ОТП является зимним для средней климатической зоны и всесезонным
для северных районов.
Масло ТАП-15В представляет собой смесь экстрактов остаточных масел
фенольной очистки из волгоградских нефтей с ди-стиллятными маслами или
фильтрат обезмасливания парафина и мангышлакской нефти, к которым
добавлены противозадирные присадки 6 % ОТП или 5 % Л3-23к и 1 % А-3-НИИ-
ЦИАТИМ-1.
Масло ТСП-15К изготавливают из смеси дистиллятного и остаточного масел
западносибирских сернистых нефтей, к которой добавляют (фотивозадирную
(4,5 % Л3-23к), противоиз-носную (2,2 % ДФ-1), депрессорную (1,5 % ПМА-Д)
и противо-пенную (0,005 % ПМС-200А) присадки. Масло предназначается для
смазывания тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических
передач большегрузных автомобилей КамАЗ.
Группа ТМ-4 — масла для гипоидных передач, работающих либо при высоких
скоростях и малых нагрузках, либо при низких скоростях и больших
нагрузках, когда температура масла в объеме не превышает 135 °С.
К группе ТМ-4 относятся масла ТС3-9ГИп (ОСТ 38 101158— 78) иТСп-14гип
(ГОСТ 23652—79).
Масло ТСз-9гип (класс вязкости 9) представляет собой смесь масла МС-8
или трансформаторного из сернистых нефтей с остаточным маслом МС-20с.
Смесь загущена присадкой (18 % ПМА-В) и содержит противозадирную (9 %
JI3-309/2), противокоррозионную (2% ВНИИНП-371), депрессорную (1,5%
ПМА-Д) и противопенную (0,005 % ПМС-200А) присадки. Предназначается для
смазывания цилиндрических, спирально-кони.ческих и гипоидных передач
грузовых автомобилей и других машин, эксплуатируемых в условиях Крайнего
Севера и востока страны при температуре воздуха до —50...—55 °С.
Масло ТСп-14гип (класс вязкости 18) получают
смешением остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей (на
основе масла ТС-14,5) с добавлением к смеси 2,2 % противозадирной
присадки Хлореф-40, до 0,35 % MACK и 0,007 % ПМС-200А. Масло
предназначается для гипоидных ведущих мостов грузовых автомобилей ГАЗ и
ЗИЛ. Применяется все-сезонно в умеренной и жаркой климатических зонах до
температуры воздуха — 30 °С.
Группа ТМ-5— масла для гипоидных передач, работающих в таких же
условиях, что и масла группы ТМ-4, а также при высоких скоростях и
ударных нагрузках, тогда температура масла в объеме выше 135 °С.
В группы ТМ-5 входят масла ТМ5-12РК (ТУ 38 101844—80) и ТАД-17 и (ГОСТ
23652—79).
Масло ТМ5-12РК (класс вязкости 12) представляет собой высокоиндексное
низкозастывающее масло селективной очистки, полученное из
западносибирской нефти, загущенное полимерной присадкой. К загущенной
основе добавлены многофункциональная (противоизносная, противозадирная и
антиокислитель-ная), противокоррозионная и противопенная присадки. Масло
относится к числу универсальных и предназначается для эксплуатации и
консервации тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических,
гипоидных и червячных передач автомобилей и других транспортных машин.
Универсальное масло ТАД-17И (класс вязкости 18) получают смешением
базового масла ТБ-20 с 1,8 % ПМА-Д и 6,5 % комплексного концентрата
присадок типа Англамол-99, а также 0,005 % ПМС-200А. Масло обладает
высокими противозадирными, противоизносными, защитными и
днтиокислительными свойствами. Предназначается для таких же передач, что
и масло ТМ5-12РК, работающих всесезонно в умеренной и жаркой
климатических зонах.
Для смазывания планетарных коробок передач гусеничных машин и некоторых
многоосных колесных автомобилей повышенной проходимости используют масла
МТ-16П (по ГОСТ 6360—83 или по ТУ 38 001117—73), МТ-8п (по ТУ 38 101277—
72) и ТСЗп-8 (по ТУ 38 101313—78).
Масло МТ-16п остаточное,. сернокислой и селективной очистки. Оно
содержит 3... 4 % многофункциональной присадки ЦИАТИМ-339 и 0,8 %
АНИИ-ЦИАТИМ-1 (масло по ГОСТ 6360—83) или 4,5 % многофункциональной
присадки МНИ ИП-22к и 0,002 % ПМС-200А (масло по ТУ 38001117—83).
Масло МТ-8п представляет собой смесь дистиллятного и остаточного
компонентов глубокой очистки, в которой добавлены присадки 4,5 % МНИ
ИП-22к, 1,5 % А3НИИ-ЦИАТИМ-1 и 0,003 % ПМС-200А.
Масло ТСЗп-8 получают загущением маловязкой
низкоза-стывающей основы 13 % присадки ПМА-В.
По ГОСТ 17479.2—85 новое обозначение минеральных трансмиссионных масел,
применяемых для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов,
тепловозов, дорожностроительных машин и судовой техники, состоит из
групп знаков, первая из которых обозначается буквами — ТМ
(трансмиссионное масло), вторая группа знаков обозначается цифрами и
характеризует принадлежность масел по эксплуатационным свойствам; третья
обозначается цифрами и характеризует класс вязкости.
В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100 °С
трансмиссионные масла делят на классы, указанные в табл. 7.3.
В зависимости от эксплуатационных свойств
трансмиссионные масла делят на группы 1, 2, 3, 4 и 5, указанные в табл.
7.4.
Пример обозначения трансмиссионных масел: ТМ-4-9, где ТМ — масло
трансмиссионное; 4 — масло группы 4 с противозадирными присадками
высокой эффективности; 9 — класс вязкости.
Соответствие обозначений трансмиссионных масел принятым в
нормативно-технической документации (НТД) машин и по ГОСТ 17479.2—85
приведено в табл. 7.5.
Масла для гидромеханических трансмиссий автомобилей (ТУ 38 101179—71)
предусматривают две марки масла:
А — масло селективной очистки, загущенное полиизобутиленом и
полиметакрилатом, предназначенное для гидротрансформаторов и
автоматических коробок передач;
Р — масло, приготовленное на основе маловязкого веретенного масла АУ и
предназначенное для заполнения системы гидроусилителя рулевого привода и
гидрообъемных передач.
В то и другое масла введены присадки MACK, ДФ-11 и
ПМС-200А.
Редукторные масла используют для смазывания разнообразных зубчатых,
червячных и винтовых передач различного промышленного оборудования:
металлорежущих станков и др. Мало и средненагруженные зубчатые и
червячные передачи
смазывают не содержащими присадок индустриальными
маслами общего назначения по ГОСТ 20799—75.
Высокоскоростные коробки передач металлорежущих
стан-ков смазывают индустриальными маслами серии ИГП марок
18, 30, 38 и 49 по ТУ 38 101413—78,
В средненагруженных зубчатых и червячных коробках
передач, зубчатых муфтах и других передачах металлорежущих станков, где
требуются масла с улучшенными смазочными свойствами, применяют
индустриальные масла серии ИСП (марки
25, 40, 65 и 100) по ТУ 38 101293—78.
В зубчатых передачах промышленного оборудования, эксплуатируемых при
средних и высоких нагрузках в условиях ударного нагружения, применяют
индустриальные редукторные масла серии ИРп, вырабатываемые по ТУ 38
101451—78.
В зубчатых передачах, работающих в условиях особо низких температур (до
—60 °С) с контактными напряжениями до
1,2 ГПа, применяют специальное трансмиссионное масло СТ-20 по ТУ 38
101170—76.
В открытых тихоходных редукторах помимо масел группы ТМ-1 (чаще всего
класса вязкости 34) используют полугудрон, выпускаемый по ОСТ 380184—75.
Он имеет вязкость 130... 190 мм2/с при 50 °С, обладает
удовлетворительной адгезией и поэтому хорошо удерживается на поверхности
крупногабаритных колес.
Компрессионные масла применяют для смазки компрессоров. Цифра в марке
масел указывает на кинематическую вязкость при 100 °С
Для смазывания контрольно-измерительной аппаратуры
и некоторых соединений гидропневматических систем используют масло
вазелиновое приборное МВП (ГОСТ 1850—76), обладающее вязкостью при 50 °С
6,5... 8 мм2/с. Температура его застывания —60 °С.
Трансформаторы, масляные выключатели и аналогичные высоковольтные
устройства заполняют трансформаторными маслами ТК и ТКп, имеющими
вязкость при 50 °С соответственно 9,6 и 9 мм2/с, температуру застывания
— 45 °С.
В некоторых случаях при смазывании лесозаготовительных машин применяют и
другие смазочные масла:
осевые (ГОСТ 610—72) марок Л, 3, С, имеющие соответствующую вязкость
42... 60, 22 и 12... 14 мм2/с при 50 °С, температуру застывания 3—40 °С,
С—55 °С;
авиационные (ГОСТ 21743—76) марок МС-20, МК-22 и МС-20с (число в марке
масла указывает на его вязкость в мм2/с при 100 °С, температура
застывания равна сответственно —18,
—14 и —18 °С);
турбинные марок Т-22 (ГОСТ 32—74) и Т„-22 (ГОСТ 9972— 74) вязкостью 22
м2/с при 50 °С и температурой застывания не выше —15 °С;
цилиндровые (ГОСТ 6411—76) марок 38 и 52, вязкостью соответственно
32...50 и 50...70 мм2/с при 100 °С и температурой застывания не выше—17
и —5°С.