СТРОИТЕЛЬСТВО ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГАХ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

6.5

СТРОИТЕЛЬСТВО ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГАХ

На лесовозных дорогах из большого перечня искусственных сооружений в основном строят мосты и водопропускные трубы. Мосты в зависимости от длины разделяют на малые, длиной до 25 м, средние 25. ..100 м, и большие, длиной более 100 м. Трубы в основном применяют железобетонные. Однако строят и деревянные трубы треугольного и прямоугольного сечения и круглые гофрированные металлические трубы диаметром 1...2 м большей частью без оголовков. В некоторых лесозаготовительных районах используют некондиционные трубы газо- и нефтепроводов диаметром 0,96; 1,22 и 1,44 м. Трубы относят к малым искусственным сооружениям.

ДСО преимущественно возводят малые искусственные сооружения. Средние и большие мосты строят специальные мостостроительные организации, которые под свой план имеют фонды на строительные конструкции и материалы, располагают квалифицированными специалистами и мостостроительной техникой, поэтому здесь рассматривается строительство водопропускных труб и малых мостов.

На строительстве водопропускных сооружений лесовозных дорог применяют последовательный, параллельный и поточный методы.

Последовательный метод предусматривает поочередное строительство искусственных сооружений, т. е. бригада переходит на следующее сооружение лишь после полного завершения всех работ на предыдущем. Применяют этот метод в тех случаях, когда на дороге возводится незначительное количество сооружений или когда число рабочих или количество оборудования ограничено и отдельные строительные процессы по времени нельзя совместить.

Параллельный метод предусматривает одновременное строительство всех искусственных сооружений на дороге. Продолжительность постройки сооружения по существу равна продолжительности постройки одного наиболее сложного сооружения. Метод требует большего количества рабочих и машин и может быть рекомендован при срочном строительстве, когда сроки превалируют над всеми остальными факторами.

Поточный метод предусматривает разделение бригады на звенья. Каждое звено на каждом искусственном сооружении выполняет определенный объем работ. Например, звено производит забивку свай и подготовку опор к монтажу пролетных строений. Закончив эти работы на первом сооружении, звено переходит для выполнения таких же работ на второе сооружение, сохраняя постоянный состав и не имея перерывов в работе.

Каким методом строить искусственные сооружения, решают при разработке проекта производства работ. Важно не только правильно выбрать метод, но и установить наиболее экономичный комплект машин. Сравнение вариантов комплектов может быть выполнено по степени механизации строительных работ, энергоемкости, степени оснащенности строительными машинами, производительности труда и приведенным затратам [32].

Малые искусственные сооружения должны быть построены за 1—2 нед до земляного полотна. Средние и большие мосты могут быть закончены одновременно с окончанием строитель-ства дороги. Конечно, надо стремиться, чтобы они также были построены до подхода земляного полотна.

Водопропускные железобетонные трубы, как правило, строят из сборных элементов заводского изготовления. Трубы чаще

всего применяют круглые диаметром 1; 1,25; 1,5 и 2 м, реже прямоугольные 1,5x1,5; 2X2 м. Длина звеньев труб от 1 до

3 м. В качестве водопропускных труб нередко используют канализационные сборные трубы.

Технология строительства сборных водопропускных железобетонных труб следующая:

1. Расчистка площадки под трубу от пней, валежника, камней осуществляется корчевателями или бульдозерами.

2. Разметка положения трубы на местности. Вешками обозначают ось дороги, далее от пикета отмеряют расстояние до оси трубы, положение которой закрепляют вешками. Угол а между осями отбивают теодолитом, буссолью, экером (рис. 6.5, а). В соответствии с проектом размечают и закрепляют на местности колышками контуры котлована. У места строительства трубы должен быть установлен временный репер.

3. Подвозка элементов трубы и укладка их в соответствии с укладочной схемой (рис. 6.5,6). Подвозку производят на автомобилях повышенной проходимости.

4. Рытье котлована бульдозером или экскаватором. Грунт

перемещают в тело насыпи. Часть грунта оставляют для засыпки пазух фундамента и трубы.

5. Устройство основания или фундамента. Трубы в зависимости от грунтовых и гидрологических условий могут быть бесфундаментные с укладкой звеньев трубы на земляное ложе или гравийную (щебеночную) подушку и фундаментные. Фундамент чаще всего возводят из бетонных лекальных блоков и реже из монолитного бетона (рис. 6.6). Гравийную (щебеночную) подушку хорошо уплотняют.

6. Монтаж трубы производят автомобильными кранами грузоподъемностью 5. ..10 т КС-1562А, КС-1571, КС-2561, КС-3562, КС-3577. Монтаж начинают с выходного оголовка. Отметки ложа трубы должны назначать с учетом строительного подъема. На плотных глинах, суглинках и супесях строительный подъем принимают 1/40 высоты насыпи, на гравелисто-галечных и песчаных грунтах — 1/80, причем отметка ложа у входного оголовка во всех случаях должна быть больше самой большой отметки строительного подъема. Продольный уклон трубы делают 6... 10 %о. Швы фундаментных блоков заливают цементным раствором, а швы между элементами труб заполняют жгутами из пропитанной битумом пакли, оклеивают снаружи

двумя слоями рубероида, а изнутри замоноличивают цементным раствором.

 

 

 

 

Рис. 6.5. Строительство водопропускной трубы:
а — схема разбивки водопропускной трубы: 1 — ось дороги; 2—ось трубы,; 3 — контур котлована; 4 — вешка; 5 — кол; 6—временный репер; б — укладочная схема элементов сборной железобетонной трубы на месте ее строительства; цифрами указаны номера элементов оголовков и тела трубы

 

 

 

 

Рис. 6.6. Устройство оснований и фундаментов под железобетонные сборные водопропускные трубы:
1 — земляное ложе; 2 — подушка из гравия или щебня; 3 — лекальный блок фундамента

 

 

 

7. Гидроизоляцию трубы производят двойной обмазкой разогретым битумом. Русло перед входным и за выходным оголовками укрепляют камнем или бетонными плитами. Засыпку готовой трубы производят тем же грунтом, из которого возводят насыпь. Грунт укладывают слоями толщиной 15. ..20 см и уплотняют его около трубы ручными пневмотрамбовками. Высота насыпи над трубой должна быть не менее 0,5 м.

Железобетонные трубы возводит бригада из 6.. .9 человек, на вооружении которой имеется автокран, бульдозер, экскаватор, битумный котел, пневмотрамбовки (электротрамбовки), компрессор (электростанция). На лесовозных дорогах возводят также деревянные и железобетонные мосты, а также деревянные мосты с металлическими прогонами на свайных опорах. Там, где забивка свай затруднена, например в грунтах с валунами, применяют рамно-лежневые или ряжевые опоры. Пролетные строения в основном делают балочной конструкции.

При разработке проекта производства работ решают следующие вопросы: а) строительство каких мостов следует отнести к сосредоточенным работам, какие к линейным; б) какие мосты строить в зимнее время; в) какие элементы мостов целесообразно изготовлять на строительной базе.

Строительство малых мостов включает следующие работы:

1. Расчистку площади под мост и хранение строительных конструкций и материалов. Площадка для хранения не должна затопляться весной полыми водами во избежание уноса древесины.

2. Разметку моста начинают с закрепления оси дороги столбиками и установки репера. Начало моста привязывают к пикету. Далее намечают и закрепляют вешками оси опор, колышками—места забивки свай, а также положение рамно-лежневых опор или ряжей. При разбивке моста на водотоке зимой вешки и колья вмораживают в лед, летом же при глубине водотока более 1.. .1,2 м или скорости воды выше 0,8. ..1 м/с разбивку производят с устройством легких подмостей. Ось моста фиксируют гвоздями, которые забивают через 5. ..10 м. По гвоздям натягивают шнур. Положение свай обозначают также гвоздями и надписью номера сваи.

3. Устройство опор. Для забивки свай используют подвесные, паровоздушные, дизельные молоты и вибропогружатели. На строительстве лесовозных дорог преимущественно применяют подвесные молоты с копровыми стрелами, монтируемыми на трелевочных тракторах ТДТ-55, ТТ-4, автомобильных кранах, экскаваторах или на специальных самоходных агрегатах С-533, С-870. Рамно-лежневые опоры применяют на суходолах и пойменных участках рек; изготовлять рамы следует на строй-базе. Для установки рам используют лебедки, трелевочные тракторы, краны.

4. Монтаж пролетных строений ведут стреловыми кранами грузоподъемностью 3. ..10 т. В целях ускорения монтажа применяют укрупненную сборку прогонов, поперечин с настилом или отдельно настила.

5. Устройство сопряжения моста с насыпью должно быть выполнено так, чтобы проезд транспорта с насыпи на мост был без уменьшения скорости и толчков. Конструкция должна быть выполнена тщательно без каких-либо отступлений от проекта.

6. Устройство проезжей части. Материал для поперечин и настила подают краном россыпью или в виде блоков. После завершения проезжей части устраивают перила, тротуары и производят отделочные работы. Если проектом предусмотрено укрепление конусов и откосов насыпей, то выполняют и эту работу.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..