ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

6.3.

ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ - ЧАСТЬ 1

На строительстве, содержании и ремонтах лесовозных дорог применяют различные дорожно-строительные машины (ДСМ). Наряду с обычными машинами в нашей стране выпускаются комплекты машин с автоматизацией производственных процессов, способные в течение одной рабочей смены строить 0,5 км асфальтобетонной или цементобетонной дороги (комплект машин ДС-100). По назначению ДСМ, используемые на строительстве лесовозных дорог, разделяют на группы (табл. 6.1).

В зависимости от мощности двигателя, тягового усилия, массы машин и других параметров ДСМ разделяют на легкие, средние и тяжелые. Например, бульдозеры с двигателем мощностью до 55 кВт относятся к легкому типу, 55. ..110 кВт — к среднему и более 110 кВт — к тяжелому.

ДСМ могут быть самоходными, полуприцепными и прицепными (скреперы, катки, грейдеры, рыхлители, распределители). Выбор типа машины зависит во многом от объемов работ. При незначительных объемах экономически выгодно иметь недорогие прицепные машины или универсальные машины со сменными рабочими органами, например агрегат ЛД-4, на который может навешиваться бульдозерный отвал ЛД-10 или корчеватель ЛД-9.

Дорожно-строительные машины имеют следующие основные конструкционные узлы: 1) силовое оборудование — в основном дизельный двигатель, редко карбюраторный; 2) трансмиссию — весь комплекс силовой передачи, состоящий из муфт, карданов, фрикционов, редукторов, гидросистем и др., по принципу действия трансмиссия может быть механическая, электрическая, гидравлическая, пневматическая, комбинированная; 3) ходовое оборудование — пневматические колеса или гусеницы; 4) систему управления — включение, перемещение и выключение рабочих органов машины; изменение направления движения машины, скорости движения и величины развиваемых усилий; системы управления могут быть тросовыми, гидравлическими, пневматическими, электрическими, механическими и комбинированными; 5) рабочие органы — отвалы, ковши, вальцы, пневматические шины, трамбующие плиты и брусья, вибраторы, манипуляторы и др.; но основными рабочими органами являются отвалы и ковши (бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, экскаваторы).

Отвалы и ковши оборудуются ножами и зубьями. Ножами и зубьями осуществляется резание и копание грунтов. Резание— это процесс простого отделения грунта от массива, которое производят рабочие органы, не предназначенные для транспортировки грунта в значительных объемах. Под копанием же понимают комплексный процесс, включающий отделение грунта от основного массива и одновременное перемещение вырезанного грунта впереди или внутри рабочего органа, например перемещение перед отвалом бульдозера или внутри ковша скрепера.

При резании и копании рабочие органы испытывают значительные сопротивления, которые зависят от углов, образуемых рабочими органами с поверхностью грунта, площади и формы поперечного сечения стружки, механических свойств грунта

и его влажности, плотности, температуры (мерзлые грунты) и других факторов.

 

У режущих органов различают (рис. 6.2, а) угол резания б, угол заострения (угол заточки) ножа р и задний угол у, устраняющий трение задней грани ножа о грунт. Экспериментальным путем установлены оптимальные значения углов: б = 25... 35°, у = 5. ..8°, р = 20. ..30°. Положение отвала характеризуют углом захвата а (угол между продольной осью землеройной 6.2,б, в).

 

 

 

Рис. 6.2. Углы прямого ножа-отвала и схема резания грунта

 

 

 

 

 

 

 

При копании, кроме сопротивления резанию, рабочий орган испытывает сопротивление от перемещения грунта вверх по отвалу Р2, сопротивление призмы волочения грунта Рз, сопротивление перемещению грунта вдоль отвала Р4 и сопротивление перемещению самой машины Р$. Полное сопротивление равно сумме всех сопротивлений,

 

 

 

 

 

6.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫX МАШИН

 

Наименование машин

Назначение машин

Рабочий орган

Марки машин

Кусторезы

Машины для подготови

Срезка кустарников и мелких деревьев

тельных работ (ДП)

Пассивный — клиновой отвал, активный — фрезы, вращаю­щиеся диски с ножами

ДП-4, ДП-24

Корчеватели

Бульдозеры

Корчевка пней, уборка валу­нов, рыхление грунта

Машины для з

Разработка и перемещение грунта, разравнивание и пла­нировка грунта и дорожно­строительных материалов, сня­тие растительного слоя

Пассивный — зубья с корчев­кой на проход, активный — зубья с подъемом пней вверх

емляных работ (ДЗ)

Отвал криволинейного сече­ния поворотный и неповорот­ный в горизонтальной плос­кости

ДП-8А, ДП-25, МП-2Б, ЛД-9, МП-7, ЛД-15, МП-8, МП-13

ДЗ-42Г, ДЗ-27, ДЗ-101А, ДЗ-109Б, ДЗ-110В, ДЗ-25, ЛД-10

Бульдозерно-р ыхлитель- ные агрегаты

Т о же, что и бульдозеры, а так­же рыхление плотных, смерз­шихся, скально-трещиноватых грунтов

Рама с 1 ... 3 рыхлитель- ными зубьями и бульдозерный отвал

ДЗ-117, ДЗ-116В, ЛД-18, ДЗ-126В, ДЗ-129Хл, ДЗ-159УХл

Скреперы

Разработка и перемещение грунта

Ковш со свободной, полупри­нудительной или принудитель­ной разгрузкой

ДЗ-ЗЗ, ДЗ-77А, ДЗ-87-1, ДЗ-111А, ДЗ-149, ДЗ-ПП, Д3-13Б

Автогрейдеры

Разработка и перемещение грунта, разравнивание и пла­нировка грунта и дорожно­строительных материалов

Грейдерный и бульдозерный отвалы, рыхлительные зубья

ДЗ-99, Д3-31, ДЗ-122А, ДЗ-143, ДЗ-98, ДЗ-140

|

I

 

 

Прицепные грейдеры

Разработка и перемещение грунта, разравнивание и пла­нировка грунта и дорожно­строительных материалов

Грейдерный отвал

ДЗ-6, ДЗ-1, СД-107, СД-105А

Планировщики-экскава­

торы

Планировка и зачистка откосов насыпей, выемок и горизон­тальных поверхностей земля­ных сооружений

Отвал и удлинители

ЭО-2131А, ЭО-3332, ЭО-3133

Экскаваторы одноков­шовые

Разработка и перемещение грунта, погрузка в транспорт­ные средства грунта и дорож­но-строительных материалов, рытье канав, траншей, котло­ванов

Ковш с зубьями или со сплош­ной режущей кромкой. Экска­ватор может быть оборудован прямой, обратной лопатой или драглайном

ЭО-2621, ЭО-3122, ЭО-3322, ЭО-4321Б, ЭО-4112Хл, ЭО-5124, ЭО-6123, ЭО-6122

Фронтальные погрузчики

Погрузка и разгрузка сыпучих материалов и грунтов, подвозка их на незначительные расстоя­ния

Ковш вместимостью 0,5; 2, 3, 4, 6 и 15 м3

ТО-31 А, ТО-18А, ТО-25, ТО-28, ТО-27-1, ТО-21-1А

Лесные дорожные ма­шины

Катки на пневматиче­ских шинах

Земляные и планировочные ра­боты, засыпка траншей, рас­чистка дорог от снега

Машины для

Уплотнение связных и несвяз­ных грунтов, конструктивных слоев дорожных одежд

Отвал, работающий в бульдо­зерном и грейдерном режимах

уплотнения (ДУ)

Шины пневматические с регу­лируемым давлением

ЛД-4, Л Д-30, Л Д-35, ДМ-15

ДУ-30, ДУ-37Б, ДУ-39А, ДУ-16В, ДУ-29, ДУ-31А

Катки металлические с гладкими вальцами

Уплотнение слоев дорожных одежд, связных и малосвязных грунтов

Гладкие металлические валь­цы

ДУ-50, ДУ-9В, ДУ-49А, ДУ-49Б, ДУ-42А

 

 

Наименование машин

Назначение машин

Рабочий орган

Марки машин

Катки кулачковые при­цепные

Уплотнение связных и мало­связных комковатых или мерз­лых грунтов

Вальцы, на которых с помо­щью бандажей смонтированы кулачки

ДУ-26, ДУ-32А, ДУ-ЗА

Катки решетчатые

Уплотнение грунтов, имеющих мерзлые комья и глыбы, а так­же сухих комковатых грунтов и снега

Вальцы, выполненные из ре­шетки

Д У-57-3

Катки вибрационные

Уплотнение несвязных и мало­связных грунтов и сыпучих до­рожно-строительных материа­лов

Гладкие металлические валь­цы

ДУ-54, ДУ-47А, ДУ-60

Катки комбинированного действия

Уплотнение грунтов, щебеноч­ных, гравийных, асфальтобе­тонных покрытий и оснований

Впереди вибровалец, сзади пн евмо колеса

ДУ-57-1, ДУ-57-2, ДУ-58, ДУ-62

Трамбовочные машины Асфальтоукладчики

Уплотнение грунтов

Машины для строител

Укладка в дорожные основа­ния и покрытия асфальтобетон­ных и битумоминеральных сме­сей

| Падающие плиты

ьства дорожных одежд (ДС)

Т рамбующий брус, выглажи­вающая плита, регулятор профиля, плиты

ДУ-12В, ЦНИИС-РМЗ

ДС-1, ДС-63, ДС-48, ДС-126, ДС-143, СД-404М1

Дорожные фрезы

Рыхление, измельчение грун­тов, смешивание грунтов и гра­вийных материалов с вяжущи­ми

Роторный барабан с пружин­ными лопатками

ДС-18А, ДС-74

 

 

 

 

 

 

Грунтосмесительные ма­шины

Строительство оснований и по­крытий из грунтов, укреплен­ных минеральными вяжущими материалами

Рыхлитель, ротор для пере­мешивания

ДС-16Б, ДС-152, ДС-50Б

Распределители щебня и гравия

Распределение и предваритель­ное уплотнение щебня и гравия

Бункер, дозирующее устройст­во, заслонки

Т-224, ДС-54

Распределители камен­ной мелочи

Распределение мелких фракций каменных материалов при строительстве оснований и по­крытий и проведении поверх­ностной обработки

Бункер, дозирующее устрой­ство, заслонки, вибробрус

ДС-49

Автогудрон аторы

Перевозка и розлив битума при обработке дорожно-строи­тельных материалов на дорож­ном полотне и выполнении по­верхностной обработки

Распределители битума

ДС-39А, ДС-53А, ДС-142

Распределители цемента

Введение цемента в грунт при строительстве оснований и по­крытий

Дозаторы и сошники

ДС-9Б, ДС.-72

Автобитумовозы

Транспортировка битума

Цистерна

ДС-41А, ДС-138, ДС-10А

Автомобильные самосва­лы

Транспортировка грунта и до­рожно-строительных материа­лов

Самосвальный кузов

MA3-503, МАЗ-5549, КамАЗ-5511, КрАЗ-256

Автоцементовозы

Транспортировка цемента

Цистерна, оборудованная ком­прессором

ТЦ-4, ТЦ-9А, ТЦ-6А, ТЦ-2Б, ТЦ-10, ТЦ-13

Дробильно-сортиро воч - ные агрегаты передвиж­ные

Дробление каменных пород и сортировка щебня по фрак­циям

Щековая и конусная дробил­ки, вибрационный грохот

СМД-26Б, СМД-27Б

 

 

Наименование машин

Назначение машин

Рабочий орган

Марки машии

Агрегат дизельно-гене­раторный

Питание трехфазным током передвижных дробильно-сорти­ровочных агрегатов СМД-26Б и СМД-27Б

Генератор мощностью 100 кВт

У-4060.02

Плито- и щитоукладчики

Укладка в покрытие железобе­тонных плит и деревянных щи­тов

Г идроманипулятор

Л Д-2, ЛД-17, ЛД-19, ЛД-26, ДМ-16, ДМ-17

 

 

 

 

Машины для строительства искусственных сооружений

 

 

Краны автомобильные

Монтаж водопропускных труб и пролетных строений мостов

Грузовой крюк и стропы

КС-1571, КС-2561, КС-3577, КС-4573, КС-5573

Штанговые дизельные молоты

Забивка свай и шпунтов в грунт

Молоты с ударной массой 2400, 19 ООО и 25 000 Н

СП-60, СП-44, СП-6Б

Трубчатые дизельные молоты

Забивка свай и шпунтов в грунт

Молоты с ударной массой 6000, 12 500, 18 000 и 35 000 Н

СП-39, СП-40А, СП-41А, СП-47А, СП-48А

Копры

Забивка свай и шпунтов

Направляющие для сваебой­ных молотов

СП-46, УСА-162, СП-56

Примечание. Дорожно-строительные машины с индексом ЛД и ДМ разработаны и изготовляются по заказу Мин- леспрома СССР; более подробно см. [6].

 

 

 

 

 

 

Полное сопротивление не может превышать тяговые возможности машины P0<F (6.3). Тяговое усилие (касательную силу тяги) подсчитывают по мощности двигателя и сцеплению движителя с грунтом.

Многие современные ДСМ оснащают различными автоматическими устройствами, обеспечивающими повышение их производительности, уменьшение расхода топлива и улучшение качества работ. Например, Воронежский завод начал выпускать экскаватор ЭО-5124, который на 17. ..20% меньше потребляет топлива и имеет производительность на 35 % выше, чем его предшественник экскаватор ЭО-5111. Улучшение технико-эко-номических показателей достигнуто за счет увеличения вместимости ковша, использования рекуперации энергии рабочего оборудования (при опускании ковша рабочая жидкость из поршневой полости гидроцилиндра поступает в аккумулятор, при подъеме эта жидкость используется), установления системы автоматического управления дизелем.

Автогрейдеры оснащаются автоматическими системами управления «Профиль 10», «Профиль 20» и «Профиль 30». Эти системы обеспечивают автоматическую стабилизацию положения отвала по высоте и углу в поперечной плоскости. Широкое использование в дорожных машинах начинают получать лазерные устройства [6]. В летний период в связи с сезонным введением лесозаготовок часть лесозаготовительных машин не используют. Например, не используют около 6 тыс. лесовозных автомобилей. В то же время строители дорог испытывают большую нужду в транспорте для подвозки дорожно-строительных материалов, поэтому в ЛЗП широко практикуется переоборудование лесозаготовительных машин.

Самосвальное оборудование разработано ПКТБ объединения «Вологдалеспрома».

 

Техническая характеристика самосвального оборудования

 

ЛТ-71

ЛТ-71-1

ДМ-2

Базовый тягач ....

МАЗ-509

МАЗ-509

КрАЗ-255Л

Мощность двигателя, кВт

132

132

176

Грузоподъемность, кН

53

53

76

Объем кузова, м3 ...

3,9

3,9

5,5

Механизм подъема кузова

Гидравлический

Механический

Угол подъема кузова . .

60

50

50

 

 

 

С целью более полного использования тяговых возможностей лесовозных автомобилей СевНИИП разработаны следующие полуприцепы-самосвалы.

 

 



Водополивочное оборудование необходимо для поливки водой зимних автодорог. Поливочные машины оборудованы плужным снегоочистителем спереди автомобиля.

 

 

Техническая характеристика поливочных машин

 

 

 

Кроме приведенных машин, в ЛЗП широко используются пескоразбрасыватели ЛВ-141, ДМ-12 на базе автомобиля

МАЗ-509А, дорожно-ремонтная машина ЛД-23 «Ремонтер» на МАЗ-509. На базе трелевочного трактора ТБ-1 созданы подборщики-погрузчики ПЛО-1; ЛП-23 и ПО-1, производительность которых в смену на перевозке лесосечных отходов на расстояние до 300 м соответственно 30, 48 и 60 м3 в плотном виде.

Широко в отрасли используются следующие челюстные погрузчики, переоборудованные для погрузки сыпучих дорожностроительных материалов:

 

 

Вопросы использования лесозаготовительной техники на строительстве лесовозных дорог более подробно см. в [24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..