На строительстве, содержании и ремонтах лесовозных дорог применяют
различные дорожно-строительные машины (ДСМ). Наряду с обычными машинами
в нашей стране выпускаются комплекты машин с автоматизацией
производственных процессов, способные в течение одной рабочей смены
строить 0,5 км асфальтобетонной или цементобетонной дороги (комплект
машин ДС-100). По назначению ДСМ, используемые на строительстве
лесовозных дорог, разделяют на группы (табл. 6.1).
В зависимости от мощности двигателя, тягового усилия, массы машин и
других параметров ДСМ разделяют на легкие, средние и тяжелые. Например,
бульдозеры с двигателем мощностью до 55 кВт относятся к легкому типу,
55. ..110 кВт — к среднему и более 110 кВт — к тяжелому.
ДСМ могут быть самоходными, полуприцепными и прицепными (скреперы,
катки, грейдеры, рыхлители, распределители). Выбор типа машины зависит
во многом от объемов работ. При незначительных объемах экономически
выгодно иметь недорогие прицепные машины или универсальные машины со
сменными рабочими органами, например агрегат ЛД-4, на который может
навешиваться бульдозерный отвал ЛД-10 или корчеватель ЛД-9.
Дорожно-строительные машины имеют следующие основные конструкционные
узлы: 1) силовое оборудование — в основном дизельный двигатель, редко
карбюраторный; 2) трансмиссию — весь комплекс силовой передачи,
состоящий из муфт, карданов, фрикционов, редукторов, гидросистем и др.,
по принципу действия трансмиссия может быть механическая, электрическая,
гидравлическая, пневматическая, комбинированная; 3) ходовое оборудование
— пневматические колеса или гусеницы; 4) систему управления — включение,
перемещение и выключение рабочих органов машины; изменение направления
движения машины, скорости движения и величины развиваемых усилий;
системы управления могут быть тросовыми, гидравлическими,
пневматическими, электрическими, механическими и комбинированными; 5)
рабочие органы — отвалы, ковши, вальцы, пневматические шины, трамбующие
плиты и брусья, вибраторы, манипуляторы и др.; но основными рабочими
органами являются отвалы и ковши (бульдозеры, скреперы, автогрейдеры,
экскаваторы).
Отвалы и ковши оборудуются ножами и зубьями. Ножами и зубьями
осуществляется резание и копание грунтов. Резание— это процесс простого
отделения грунта от массива, которое производят рабочие органы, не
предназначенные для транспортировки грунта в значительных объемах. Под
копанием же понимают комплексный процесс, включающий отделение грунта от
основного массива и одновременное перемещение вырезанного грунта впереди
или внутри рабочего органа, например перемещение перед отвалом
бульдозера или внутри ковша скрепера.
При резании и копании рабочие органы испытывают значительные
сопротивления, которые зависят от углов, образуемых рабочими органами с
поверхностью грунта, площади и формы поперечного сечения стружки,
механических свойств грунта
и его влажности, плотности, температуры (мерзлые
грунты) и других факторов.
У режущих органов различают (рис. 6.2, а) угол
резания б, угол заострения (угол заточки) ножа р и задний угол у,
устраняющий трение задней грани ножа о грунт. Экспериментальным путем
установлены оптимальные значения углов: б = 25... 35°, у = 5. ..8°, р =
20. ..30°. Положение отвала характеризуют углом захвата а (угол между
продольной осью землеройной 6.2,б, в).
Рис. 6.2. Углы прямого ножа-отвала и схема
резания грунта
При копании, кроме сопротивления резанию, рабочий
орган испытывает сопротивление от перемещения грунта вверх по отвалу Р2,
сопротивление призмы волочения грунта Рз, сопротивление перемещению
грунта вдоль отвала Р4 и сопротивление перемещению самой машины Р$.
Полное сопротивление равно сумме всех сопротивлений,
Перевозка и розлив
битума при обработке дорожно-строительных материалов на
дорожном полотне и выполнении поверхностной обработки
Распределители
битума
ДС-39А, ДС-53А,
ДС-142
Распределители
цемента
Введение цемента в
грунт при строительстве оснований и покрытий
Дозаторы и сошники
ДС-9Б, ДС.-72
Автобитумовозы
Транспортировка
битума
Цистерна
ДС-41А, ДС-138,
ДС-10А
Автомобильные
самосвалы
Транспортировка
грунта и дорожно-строительных материалов
Самосвальный кузов
MA3-503,
МАЗ-5549, КамАЗ-5511, КрАЗ-256
Автоцементовозы
Транспортировка
цемента
Цистерна,
оборудованная компрессором
ТЦ-4, ТЦ-9А,
ТЦ-6А, ТЦ-2Б, ТЦ-10, ТЦ-13
Дробильно-сортиро
воч - ные агрегаты передвижные
Дробление каменных
пород и сортировка щебня по фракциям
Щековая и конусная
дробилки, вибрационный грохот
СМД-26Б, СМД-27Б
Наименование машин
Назначение машин
Рабочий орган
Марки машии
Агрегат
дизельно-генераторный
Питание трехфазным
током передвижных дробильно-сортировочных агрегатов СМД-26Б и
СМД-27Б
Генератор
мощностью 100 кВт
У-4060.02
Плито- и
щитоукладчики
Укладка в покрытие
железобетонных плит и деревянных щитов
Г идроманипулятор
Л Д-2, ЛД-17,
ЛД-19, ЛД-26, ДМ-16, ДМ-17
Машины для строительства искусственных
сооружений
Краны
автомобильные
Монтаж
водопропускных труб и пролетных строений мостов
Грузовой крюк и
стропы
КС-1571, КС-2561,
КС-3577, КС-4573, КС-5573
Штанговые
дизельные молоты
Забивка свай и
шпунтов в грунт
Молоты с ударной
массой 2400, 19 ООО и 25 000 Н
СП-60, СП-44,
СП-6Б
Трубчатые
дизельные молоты
Забивка свай и
шпунтов в грунт
Молоты с ударной
массой 6000, 12 500, 18 000 и 35 000 Н
СП-39, СП-40А,
СП-41А, СП-47А, СП-48А
Копры
Забивка свай и
шпунтов
Направляющие для
сваебойных молотов
СП-46, УСА-162,
СП-56
Примечание.
Дорожно-строительные машины с индексом ЛД и ДМ разработаны и
изготовляются по заказу Мин- леспрома СССР; более подробно см. [6].
Полное сопротивление не может превышать тяговые
возможности машины P0<F (6.3). Тяговое усилие (касательную силу тяги)
подсчитывают по мощности двигателя и сцеплению движителя с грунтом.
Многие современные ДСМ оснащают различными автоматическими устройствами,
обеспечивающими повышение их производительности, уменьшение расхода
топлива и улучшение качества работ. Например, Воронежский завод начал
выпускать экскаватор ЭО-5124, который на 17. ..20% меньше потребляет
топлива и имеет производительность на 35 % выше, чем его предшественник
экскаватор ЭО-5111. Улучшение технико-эко-номических показателей
достигнуто за счет увеличения вместимости ковша, использования
рекуперации энергии рабочего оборудования (при опускании ковша рабочая
жидкость из поршневой полости гидроцилиндра поступает в аккумулятор, при
подъеме эта жидкость используется), установления системы автоматического
управления дизелем.
Автогрейдеры оснащаются автоматическими системами управления «Профиль
10», «Профиль 20» и «Профиль 30». Эти системы обеспечивают
автоматическую стабилизацию положения отвала по высоте и углу в
поперечной плоскости. Широкое использование в дорожных машинах начинают
получать лазерные устройства [6]. В летний период в связи с сезонным
введением лесозаготовок часть лесозаготовительных машин не используют.
Например, не используют около 6 тыс. лесовозных автомобилей. В то же
время строители дорог испытывают большую нужду в транспорте для подвозки
дорожно-строительных материалов, поэтому в ЛЗП широко практикуется
переоборудование лесозаготовительных машин.
Самосвальное оборудование разработано ПКТБ объединения «Вологдалеспрома».
Техническая характеристика самосвального оборудования
ЛТ-71
ЛТ-71-1
ДМ-2
Базовый тягач
....
МАЗ-509
МАЗ-509
КрАЗ-255Л
Мощность
двигателя, кВт
132
132
176
Грузоподъемность,
кН
53
53
76
Объем кузова, м3
...
3,9
3,9
5,5
Механизм подъема
кузова
Гидравлический
Механический
Угол подъема
кузова . .
60
50
50
С целью более полного использования тяговых
возможностей лесовозных автомобилей СевНИИП разработаны следующие
полуприцепы-самосвалы.
Водополивочное оборудование необходимо для поливки водой зимних
автодорог. Поливочные машины оборудованы плужным снегоочистителем
спереди автомобиля.
Техническая характеристика поливочных машин
Кроме приведенных машин, в ЛЗП широко используются
пескоразбрасыватели ЛВ-141, ДМ-12 на базе автомобиля
МАЗ-509А, дорожно-ремонтная машина ЛД-23 «Ремонтер» на МАЗ-509. На базе
трелевочного трактора ТБ-1 созданы подборщики-погрузчики ПЛО-1; ЛП-23 и
ПО-1, производительность которых в смену на перевозке лесосечных отходов
на расстояние до 300 м соответственно 30, 48 и 60 м3 в плотном виде.
Широко в отрасли используются следующие челюстные погрузчики,
переоборудованные для погрузки сыпучих дорожностроительных материалов:
Вопросы использования лесозаготовительной техники
на строительстве лесовозных дорог более подробно см. в [24].