МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Главная       Учебники - Педагогика      Обучение выразительному чтению младших школьников (Горбушина Л.А.) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7 

 

II. УСЛОВИЯ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ УСВОЕНИЮ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Для развития речи детей необходимо, чтобы окружающие правильно говорили, много беседовали с детьми, отвечали на их вопросы, сообщали им сведения из окружающей жизни, словом, чтобы была создана естественная речевая среда, способствующая и общему, и речевому развитию детей.

В школе создается развивающая речевая среда и ведется специальное обучение языку. С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка: подбирает посильный для данного возраста учебный материал, использует различные методы обучения, организует занятия в системе, которая направляет внутренние и внешние действия учащихся так, чтобы они поняли, запомнили материал, практически овладели им (искусственная речевая среда).

При выборе методов и приемов учитывается содержание программы и других руководящих документов, специфика понятий или представлений, которые необходимо сформировать при обучении. Так, при ознакомлении с явлениями звучащей речи необходимы наблюдения речи, и прежде всего живой устной речи школьников. Это и будет отправной точкой изучения речевой действительности: слов, сочетаний слов, предложений, построения всего высказывания в той степени, в какой дети практически владеют языком.

В этом же плане рассматриваются любые элементы звучания: движение речи, остановки в ней, усиление отдельных звуков, повышение и понижение голоса при произнесении слов или всего предложения и т. д.

Работая над звуковой стороной речи, учитель добивается того, чтобы дети не только слышали звук д в слове дом, но и произносили его в составе слова и отдельно, связывали слово .дол с тем значением, которое придается ему во внеязыковой действительности, запомнили соотношение звуковой оболочки слова и его значения и чтобы потом

 


узнавали его в других контекстах, например звук д узнавали не только в слове дом, но и в других словах: дай, карандаш и т. п.

Давая первоначальное представление о движении голоса по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса), учитель сообщает: «Когда мы говорим, наш голос то повышается, то понижается. Слушайте и смотрите на доску (вычерчивает условную линию повышения и понижения голоса под написанными заранее на доске словами):

– Прочитайте с остановкой на точке: следите, как движется ваш голос. (Произносят все хором, по знаку учителя.)

Учитель ведет указкой по линии и на слове ушла говорит; «Голос идет вниз, понижается», а на слове Луша – «повышается, идет вверх» (ведет указкой по линии вверх). Обращает внимание детей на вопросительный знак в конце этого предложения, сообщает: «На знаке вопроса голос повышается».

Практическое усвоение и уточнение сообщенного или наблюдаемого материала звуковой стороны речи происходит в процессе упражнений. При выборе видов упражнений учитель руководствуется следующими принципами:

  1. Примеры и связные тексты для упражнений подбираются с учетом специфики произнесения вслух, слухового восприятия и запоминания.

  2. Для очередного интонационного упражнения дети должны быть подготовлены, т. е. вооружены определенными знаниями, умениями и навыками.

  3. По времени выполнения упражнение не должно быть слишком длительным, однообразным и вследствие этого утомительным.

  4. Проведение упражнений должно быть систематическим, как на уроках грамматики и правописания, так и на уроках чтения, и вести к единой цели – усвоению детьми языка в целом.

  5. Упражнения проводятся под руководством и наблюдением учителя, при его постоянном контроле.

Упражнениям в начальных классах придается большое значение. На них остановимся подробнее.

Различают специальные и попутные упражнения. Так, проводя упражнения по грамматике и правописанию, учитель в то же время предлагает детям прочитать вслух предложения из учебника ясно, четко и интонационно выразительно. Для данного урока эта тема не является основной, но учитель, воспользовавшись случаем, напоминает требование выразительности речи при чтении текста. Это попутное упражнение.

Специальные упражнения интонационного характера могут быть следующие:

1. Вычленение компонентов интонации (указать паузу, логическое ударение, темп и другие).

 


  1. Различение высоты речевого звука (определить, на каком слове или слоге слова голос повышается; на каком слове понижается).

  2. Различение силы звучания голоса (как произносится предложение: тихо, громко, средне; какое слово в предложении звучит сильно и т. п.).

  3. Различение тембра (окраски) речи (какие предложения в тексте окрашены грустью, печалью; каким настроением проникнуто стихотворение и т. д.).

  4. Произнесение предложения или текста в заданном темпе, с определенной силой звучания голоса, с заданной окраской и т. п.,

  5. Самостоятельное нахождение нужной интонации в соответствии с содержанием предложения или целого текста.

Выбор видов упражнений зависит от момента работы по программе, от материала, цели урока, предыдущей подготовки детей и многих других условий.

Назовем специальные упражнения, которые могут быть связаны с усвоением или совершенствованием интонационной выразительности речи на уроках грамматики и правописания.

  1. Составление отдельных предложений по непосредственным наблюдениям детей в природе, во время экскурсий или прогулок. Произнесение их вслух с соответствующей интонацией.

  2. Составление вопросов по тексту. Чтение вопросительных предложений (с нормативной интонацией вопроса).

  3. Краткие или развернутые ответы на вопросы. Соблюдение нормативной интонации повествовательных предложений.

  4. Связное рассказывание по впечатлениям с заданной окраской речи.

  5. Передача содержания прочитанного в учебнике текста с тем или иным заданием по выразительности речи (отметить паузы, выделить важные по смыслу слова в предложении, определенные предло1жения произнести громче или тише, быстрее или медленнее и т. п.).

  6. Произнесение или чтение текста с обобщенным заданием читать выразительно (прочесть предложение с интонацией сообщения, вопроса, приказания, одобрения, восхищения, звательной интонацией и т. д.).

  7. Составление своих предложений по образцу, сравнение их с образцами по общим и различным признакам, в том числе по интонационным признакам.

  8. Чтение отдельно взятого предложения с интонацией сообщения, вопроса, побуждения, приказания, просьбы, различных эмоциональных оттенков высказывания.

  9. Рассказывание по специальному индивидуальному заданию, по тексту с интересным сюжетом, неизвестным классу, или другим творческим заданием.

10. Рассказывание по личным впечатлениям.

Смысл этих упражнений заключается в том, чтобы различными приемами вызвать активную речевую деятельность детей, желание высказать, поделиться своими впечатлениями, переживаниями, мыслями. Опираясь на интерес детей к окружающему и имеющуюся у


них содержательную информацию, учитель актуализирует высказывания, создает атмосферу непринужденного общения и в ситуации обмена мыслями формирует или укрепляет определенные умения и навыки.

То же и на уроках чтения. Здесь упражнения преследуют те же цели овладения интонационно правильной речью, но если на уроках грамматики и правописания учитель сосредоточивает внимание детей на интонации предложения и (в немногих случаях) на творческой подаче связного текста, то на уроках чтения он имеет возможность работать над восприятием целого текста: его образов, сюжета, идеи. Здесь основная цель – понимание логического содержания художественного произведения и последующий его образный анализ. Характер упражнений здесь несколько иной: на более раннем этапе (I класс) известную роль играют упражнения в технике чтения (чтение вслух и про себя, в нужных случаях анализ значений слов текста, предупреждение ошибок в технике чтения и т. д.). Собственно выразительность чтения достигается на этом этапе различными приемами работы с текстом: повторное чтение с различными заданиями; деление текста на смысловые части и выяснение связей между этими частями; определение цели чтения вслух (чтобы слушатели, например, при чтении басни поняли, что Лисица хитра, а Ворона глупа); оценка событий или действующих лиц и определение отношения к ним (что здесь хорошо, а что плохо; с кем вы согласны, а с кем – нет).

На последующих этапах обучения (IIIII классы) упражнения усложняются большей самостоятельностью их выполнения и привнесением творческих элементов. Их можно объединить в три группы:

  1. Высказывания творческого характера: рассказывание по впечатлениям или воспоминаниям об окружающем (о событиях, людях, их характерах и поступках); рассказывание по данному началу, середине или концу; рассказывание о своих наблюдениях в природе, вовремя экскурсии, на октябрятском или пионерском сборе; рассказ по картине или ряду картин.

  2. Выразительное чтение художественного текста (передача «чужой» речи):

а) чтение небольших произведений с предварительной самостоятельной подготовкой;

б) чтение отрывков из художественного произведения, подготовленного по своему выбору или указанию учителя;

в) чтение рассказа или отрывка «в лицах» (после соответствующего анализа произведения);

г) чтение произведений различных жанров (басни, сказки, лирического стихотворения, рассказа, очерка) с предварительной самостоятельной подготовкой.

3. Высказывание в виде передачи прочитанного (переработка информации и объединение ее в связном высказывании):

а) подробная или краткая передача содержания услышанного или прочитанного (книг для внеклассного чтения, прослушанной грампластинки, театральной детской постановки, телепередачи);

б) передача рассказа или сказки с изменением лица рассказчика;

 


в) словесное рисование картины из прочитанного произведения;

г) рассказ по содержанию иллюстрации прочитанного произведения;

д) драматизация и инсценирование рассказа или сказки. Общий принцип проведения таких упражнений – вызвать интерес

к предмету сообщения, создать речевую ситуацию непринужденного общения и одновременно предоставить детям решать речевые задачи самостоятельно, укрепляя умение держаться заданной темы, говорить выразительно, т. е. с соблюдением интонации, соответствующей содержанию высказывания или текста художественного произведения. Материал для упражнений обеспечивается учебниками «Русский язык» и книгами для чтения «Родная речь». Часть учащихся, однако, нуждается в дополнительных индивидуальных упражнениях. Дидактический материал для них составляет учитель. Так, для упражнений индивидуализированного характера в постановке правильных словесных ударений можно применять такие, например, карточки:

Образец карточек для II класса

1. Спиши слова и предложения в свою тетрадь; поставь ударения в словах:

Место, красивые места, поместили; понял, поняла, поняли; шофёр, шофёры;

Поднялася вьюга, на дворе темно.

На ручей, рябой и пёстрый,

За листком летит листок. (Н. Некрасов.)

  1. Подбери и напиши по два слова сначала с ударением на первом слоге, затем на втором и на третьем; поставь ударение в этих словах.

  2. Спиши предложения. Поставь ударения в словах.

Однажды летом я сидел в городском саду и читал книгу. Я зачитался и не заметил, как наступил вечер. (Л. Пантелеев.)

4. Спиши слова, поставь в них ударения: хочешь, хотим, хочется; пой, спою, спойте, споёмте.

Образец карточек для III класса по той же теме

1. Спиши предложения. Поставь ударения в словах. Проверь по словарю в конце учебника, правильно ли они поставлены.

Поднял, собрался, поняли, отдали, налил.

Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. (Л. Толстой.)

Снег падал на воду. Белой скатертью покрывал землю. Становилось холодно.

2. С существительными гора, доска, зима, стена, трава составь предложения, употребляя эти слова в винительном падеже с предлогом на. Поставь ударение в словах.

Образец. К рассвету мы взобрались на гору и видели восход солнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7