ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Главная       Учебники - Педагогика      Обучение выразительному чтению младших школьников (Горбушина Л.А.) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7

I. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек прежде всего воздействует на нее. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который будет жить и действовать в коммунистическом обществе, учитель может сознательно формировать у учащихся необходимые потребности, интересы, убеждения.

Точно так же учитель может и должен формировать у учащихся потребность и постоянное стремление усвоить язык как средство общения, совершенствовать свою речь, сознательно развивать ее, обогащать, делать более выразительной. В начальном обучении закладываются основы знаний, умений и навыков; младших школьников с самых первых дней пребывания в школе должны учить понимать образное содержание произведения, приобщать к искусству слова – художественной литературе, формировать потребность в чтении книг, а чтение уже само но себе повышает культуру, обогащая учащихся знаниями, расширяя их кругозор.

Психологи говорят, что особенность развития ребенка младшего школьного возраста заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми он располагает.

Приступая к обучению языку, учитель имеет в виду, что современные дети развиты больше, чем их сверстники в недалеком прошлом. Они поступают в школу более подготовленными, некоторые умеют читать, интересуются окружающим, имеют представление о полетах космических кораблей и космонавтах, о Советской Армии и героях Отечественной войны, о походе атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу и знаменитых полярниках. Они слушают радио и смотрят телепередачи обо всем происходящем в мире; едва научившись читать, тянутся к книге и газете. Посещавшие детский сад ребята уже имеют

 


представление о коллективе, об обязанностях по отношению к коллективу, о праздниках и памятных днях календаря и т. д.

С первых дней пребывания в школе дети включаются в посильную для них общественно полезную работу: дежурят в классе, украшают классную комнату, поливают растения. Становясь октябрятами, зятем пионерами, они постепенно формируются как общественники, принимают участие в общешкольных делах, помогают в труде взрослым, учатся отвечать за порученное дело, воспитывают в себе чувство долга, ответственности по отношению к коллективу октябрят, пионеров, школьному коллективу.

Познавательные способности детей развиваются; дети тянутся к знаниям, ко всему новому и интересному. Задача учителя заключается в том, чтобы вводить различные виды учебной деятельности в определенное русло, направлять активность детей на нужное, полезное дело, расширять объем их интересов и вместе с тем иметь в виду, что их жизненный опыт пока ограничен и они не в состоянии разобраться в действиях, поступках и переживаниях как своих собственных, так и других людей; не могут определить, что хорошо, что плохо, как следует поступить в том или другом конкретном случае.

Обучение и воспитание – единый процесс. При обучении языку творческая мысль учителя должна быть направлена на подбор таких методов и приемов воспитательного воздействия, которые опирались бы «на наиболее сильные стороны формирующейся личности современных детей; на широкий круг их знаний и интересов, на неуемную их энергию, жизнерадостность, возросшую самостоятельность и творческую активность»1. Обучая, мы в своих действиях основываемся на знании возможностей познавательной деятельности детей: учитываем степень развития таких процессов, как внимание, восприятие, память, воображение, степень сформированности нравственных представлений и эстетических чувств, степень развития мышления и речи в процессе обучения.

Однако для обучения школьников знания возрастной психологии недостаточно. Учитель должен быть осведомлен в педагогике – теории образования и обучения, т. е. знать закономерности, которым подчиняется процесс обучения вообще и процесс обучения языку в частности. Раздел педагогики – дидактика прежде всего требует определить объем и содержание образования, который необходимо дать школьникам в соответствии с общими задачами образования на данном историческом этапе развития общества, уровнем научно-технического прогресса и возрастными ступенями развития учащихся.

Содержание образования определяется программами. Программа включает определенный систематизированный объем знаний, умений и навыков, которые составляют основу для всестороннего развития учащихся, формирования у них научного мировоззрения, устойчивых коммунистических взглядов, убеждений и поведения, познавательных интересов и – для начального образования – подготовки к дальней-

1 Люблинская А. А. Учителю о психологии младших школьников. М., 1977, с. 13.


шему обучению в средней школе, поскольку школа перешла ко всеобщему обязательному среднему образованию.

Программы, в том числе и программа по русскому языку, составлены с учетом основных педагогических требований.

  • соответствия общим целям и задачам коммунистического воспитания и всестороннего развития,

  • научности и коммунистической идейности содержания;

  • посильности и доступности изучаемого материала, соответствия его возрастным особенностям и уровню их предшествующей подготовки;

  • преемственности между начальным и средним звеном школы;

  • связи содержания программ с жизнью, с практикой коммунистического строительства;

  • систематичности и последовательности обучения – внутреннего единства программы и связи между предметами «Русский язык» в начальных классах, «Русский язык» и «Литература» – в средних и старших классах школы.

Все перечисленные требования являются общими для всех предметов начального обучения, в том числе для обучения интонационно выразительной речи и чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7