ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Главная       Учебники - Педагогика      Обучение выразительному чтению младших школьников (Горбушина Л.А.) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7 

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Обучение языку имеет свою специфику, обусловленную самим предметом и тем материалом, который подбирается для обучения. Филологические основы обучения языку не менее сложны, чем психолого-педагогические.

Овладение речью вносит в общее развитие ребенка качественные изменения благодаря тому, что само слово обобщает, становится сигналом, знаком предмета, действия или признака. Слова, кроме того, обозначают и связи между предметами и явлениями окружающей жизни. С помощью слов устанавливаются временные, причинно-следственные и другие отношения. В словах выражаются требования к поведению, нравственные правила, цели действия, осмысливаются эмоции, закладываются представления об окружающей жизни

Среди достижений советской психологической науки следует отметить разработку положения о том, что в коре больших полушарий головного мозга действуют системы нервных связей, они возникают в процессе учебной деятельности, жизненного опыта, обучения. Эти «функциональные системы» формируются сразу же как целые системы, а не как механическое соединение компонентов.

Современные исследования психологов и работы лингвистов не могли не отразиться на теории и практике обучения детей в школе. Они в корне изменили даже самый подход к процессу обучения, в том числе к обучению языку и развитию мышления и речи.

Психика человека при включении в деятельность орудий и знаков приобретает новое качество, а не только претерпевает количественное изменение... Овладение языком, «в сущности, до основания перестраи-

 


вает психику человека, а не добавляет к ней что-то дополнительное»1. В этом смысле при обучении языку нужна не система навыков говорения, а система интеллектуальных умений и условия, в которых эти умения осуществляются, т. е. применяются в конкретной жизненной ситуации. Ведь речь – это тоже акт человеческой деятельности, речевой поступок, который мотивируется намерениями и желаниями говорящего. Язык – канал развития интеллекта, и чем правильнее будет идти усвоение языка, тем лучше и прочнее будут усваиваться знания.

Поскольку мысль не только выражается, но и совершается в слове, процессы мышления и речи едины. Ведь представления и понятия в слове обобщаются и в слове конкретизируются.

Умение говорить формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения.

Как происходит процесс высказывания?

В распоряжении ребенка, в его так называемой долговременной памяти, хранится довольно большой запас слов. Эти слова используются в речи иногда неточно, не соответствуют замыслу говорящего. Психологи объясняют это особенностями образования представлений, понятий, знаний. «Слово остается в словаре ребенка на всю жизнь. Понятие же, обозначенное этим словом, будучи обобщенным отражением действительности, растет, углубляется вместе с общим развитием человека»2. Но не только в этом сложность использования слов, имеющихся в запасе у детей. Долговременная память удерживает слова и активного и пассивного словаря. Короткая, или, как ее называют, оперативная память удерживает на все время слова, уже произнесенные, и слова, которые предстоит произнести. Речь предназначается слушателю (собеседнику, партнеру речевого общения). В процессе речи надо учесть, знает ли партнер те слова или модели сочетаний слов и поймет ли их, не надо ли заранее поискать другое слово, более понятное; надо подумать еще и о том, интересно ли и ново ли то сообщение, которое делает говорящий. Если не интересно и не ново, то восприятие сообщаемого прекратится. Отбор (или замена) слов, конструирование их в предложение, замена предложения или его перестройка должны происходить мгновенно, пока ребенок говорит, т. е. в течение нескольких секунд.

Модели предложений также хранятся в долговременной памяти. Из них ученик выбирает нужную или составляет свою. Слова в предложении располагаются по порядку, в соответствии с грамматическими правилами и соображениями уместности словоупотребления. Предложение должно быть произнесено плавно, чтобы слова и звуки не наскакивали друг на друга, с необходимой громкостью, в определенном темпе. «Оперативная (короткая) память сбрасывает отработанные слова и выполняет задачу составления нового предложения»3.

1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969, с. 139–140.

3 Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971, с. 269–270.

3 Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. – В кн.: В защиту живого словa. М., 1966, с. 16

 


Если составляется связное высказывание, то к изложенной последовательности добавляется еще «удержание» и «упреждение» композиции высказывания, того «связного целого», которое задумано говорящим.

Как происходит восприятие, т. е. прием сообщения? Личный языковой опыт у каждого человека свой, отличный от опыта другого. Словарный запас, способы построения предложения различны. «Каждый принимает речь в собственных словах»,– говорят психологи. Ученик иногда слушает, но не слышит, не понимает слова или обороты, а иногда понимает своеобразно, по-своему. Затруднения усугубляются и тем, что слова, встречаясь вместе в предложении, «изменяют свои значения, и нужно догадываться до смысла целого, подставляя эти новые переводные значения». У говорящего нет времени для отбора слов; еще меньше его у слушающего. Иногда слушающий находит выход из затруднения, «схватив» так называемые «ключевые» слова, высказывания. Поняв их смысл, он «домысливает» остальное.

Психологи полагают, что трудности детской самостоятельной речи объясняются как раз неразработанностью оперативной речевой памяти» и формирование этого механизма – одна из глазных задач развития речи в школе. Здесь играет большую роль память. «Запечатление, т. е. первый акт памяти, не совершается как одномоментный «отпечаток» воспринимаемого предмета на какой-то пластической массе. Запоминание есть результат определенной активной деятельности человека с запоминаемым содержанием»'. Запоминается то, что вызывает интерес, обусловлено необходимостью. Влияют на запоминание установка на длительность сохранения запоминаемого, эмоциональное состояние, подготовленность к восприятию, чувство ответственности и многое другое.

Речевое запоминание требует мобилизации всех видов памяти: образной, смысловой, эмоциональной и двигательной, – в соответствии с запоминаемым материалом. Основное условие действенного длительного сохранения в памяти – это осмысление текста, понимание его и усвоение рациональных способов запоминания как фактов внеязыковой действительности, так и слов, моделей словосочетаний, предложений и т. д.

Словарный запас у учащихся может успешно обогащаться на основе формирования представлений об окружающей жизни. Но для формирования этих представлений нужен достаточно богатый материал восприятия. Сам характер восприятия учебной деятельности детей с каждым днем совершенствуется. Дети овладевают так называемой «реакцией детального видения», что особенно важна для наблюдения окружающего и восприятия читаемого текста. Источники восприятий расширяются. Чтение, навыки которого постепенно совершенствуются, необычайно обогащает внутренний мир ребенка, его представления.

Что же такое представления? Представления – это чувственно-наглядные образы действительности. В этом их близость к восприятиям. Но ощущения и восприятия – это отражения тех предметов и

1 Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971, с. 201.

 


процессов материального мира, которые в данный момент действуют на органы чувств, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы тех предметов, которые когда-то в прошлом действовали на наши органы чувств. В силу этого представления почти никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща восприятиям1. Они значительно бледнее восприятий, отличаются отрывочностью (фрагментарностью), неустойчивы и непостоянны. Но они – не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.

В процессе познания действительности представления играют важную роль. Они являются необходимой переходной ступенью от непосредственного конкретного отражения объективного мира (в форме ощущений и восприятий) к опосредствованному, обобщенному познанию – в форме отвлеченного логического мышления. Именно в представлениях совершается шаг на пути к абстракции и обобщению. Наличие представлений дает возможность оперировать образами предметов при отсутствии самих предметов.

Яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. Пути формирования представлений разнообразны, о чем будет сказано далее. Но общие принципы деятельности учителя в этом направлении – развитие наблюдательности детей («зоркость глаза»), совершенствование речевого слуха («чуткость уха»), обогащение и обобщение представлений детей, расширение круга наблюдений и материала чтения. В этом смысле формирование представлений об окружающем мире является ступенькой, ведущей к обобщенным представлениям, затем к понятиям, к системе понятий – знаниям

Представления, наглядные образы и схемы у человека складываются постепенно. Они «сами по себе непередаваемы, поэтому их необходимо замещать словами»2. Основная долговременная память на слова формируется в речедвигательном анализаторе. Здесь сохраняется активный словарь, а в слуховом и зрительном анализаторах формируется память на узнавание слов в звуковом и буквенном кодах – это пассивный словарь. Пассивный словарь больше, чем активный. Активное применение слов помогает запомнить их, а также расчленить речевой поток на составляющие его элементы. На этих положениях методика развития речи и должна строить свои рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7