КУЛЬТУРА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

  Главная       Учебники - Педагогика      Обучение выразительному чтению младших школьников (Горбушина Л.А.) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7 

 


ВВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Развитие интонационной выразительности речи и чтения долгое время недооценивалось учителями начальных классов. И это не потому, что детям недоступно представление об интонации. Как раз интонация раньше всего усваивается детьми вместе с речью. Но наша система обучения языку слишком долго оставляла вне поля зрения культуру звуковой стороны речи. Интонационная выразительность речи и чтения не привлекала внимания учителя, так как орфография и исправление ошибок невольно поглощали почти все учебное время. Господствовало мнение, что если уделяется внимание письменной речи, то устная речь развивается «сама собой». Несомненно, связь между той и другой формой речи имеется и письменная речь оказывает влияние на устную. Но, как известно, структура звучащей речи (не только разговорной, но и монологической) иная, отличная от письменной, фиксированной. И подход к обучению этим двум разновидностям речи должен быть различным.

Действующие программы по русскому языку для начальных классов выдвигают целую систему мер, повышающих культуру устной речи школьников. Так, в объяснительной записке к программе по русскому языку для начальных классов настойчиво проводится мысль о ведущей роли развития устной речи: «...Умения в области письменной речи должны вырабатываться на основе развития устной речи» (с. 16). «Должно быть также обращено серьезное внимание на составление планов устных и письменных высказываний детей, на их умение говорить и писать по составленному плану» (с. 17). В программе неоднократно упоминается о развитии умения воспринимать речь на слух, слушать рассказывание или чтение учителя, соблюдать интонацию не только при чтении, но и при передаче содержания прочитанного и рассказывании. При этом обязательным качеством чтения и речи программа считает выразительность. Уделяется большое внимание и звуковой стороне речи- «Учитель проводит упражнения по раз-


витию речевого слуха,– подчеркивает объяснительная записка,– вырабатывает у учащихся ясное, достаточно громкое, правильное литературное произношение слов; обращает внимание на правильную интонацию» (с. 4). С первых шагов пребывания в школе дети учатся «отвечать на вопросы, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений.., учатся выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки» (с. 4).

Не сразу звучащая речь приобрела такое значение в школе, какое она имеет сейчас. Было время, когда считалось, что выразительно говорить должны только актеры, ораторы, т. е. те, кто должен выступать публично. Но уже в XIX веке перед школой ставились вопросы выразительности «живой» речи.

Интонационной стороной речи с середины XIX века начинают интересоваться лингвисты. Они исследуют речь с ее звуковой, стороны. Ими разрабатываются теоретические вопросы, связанные с интонацией. В частности, все больше укрепляется взгляд на интонацию как необходимое грамматическое средство оформления предложения (А. М. Пешковский, А. А. Шахматов).

Далее появляются работы, рассматривающие выразительное чтение как особое искусство (Д. Коровяков. «Искусство выразительного чтения», Э. Озаровский. «Музыка живого слова», В. К. Сережников. «Мастерство чтеца», Г. В. Артоболевский. «Очерки по художественному чтению» и другие). В этих пособиях разрабатываются приемы произнесения текста перед аудиторией. Они вносят свой вклад в методику обучения языку. В чтении (рассказывании) побеждает реалистическая манера произнесения текста, простая и естественная. Эта манера окончательно устанавливается с появлением книги К. С. Станиславского «Работа актера над собой».

Уже в дореволюционной методике высказывалась мысль, что выразительное чтение посильно для всех школьников, начиная с младшего возраста. После Октября 1917 года «звучащая литература» проникла в Дома культуры, клубы, концертные залы, лектории. Искусство «живого слова» стало находить дорогу и в. школьные классы. Выразительное чтение становится одним из видов эстетической деятельности школьников.

Однако и в настоящее время речь школьников страдает многими недостатками. М.А. Рыбникова видела их причину в «сниженном техническом отношении к вопросам развития речи». Все или почти все в практике сводится к технике речи, тогда как главное, определяющее лежит в содержании высказывания. «Пора работу над языком осознать как серьезнейшую работу воспитательного порядка»,– призывает она учителя1. Вместе с тем непременной принадлежностью уроков развития речи М А. Рыбникова считала все же, помимо всего прочего, и выработку техники речи, так как нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей и развитие фонетической четкости.

1 Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1963, с, 209.


Анализируя недостатки речи школьников, современная методика русского языка указывает, что уроки чтения должны сделать язык учащихся более тонким, взыскательным, что необходимо использовать в школьном обучении различные методические приемы: слушание чтения мастеров слова, различные виды пересказов прочитанного, выразительное чтение учителя и детей. В таком широком плане эта задача и ставится перед современной школой. На учителя возлагается сложная обязанность научить языку, т. е. передать новому поколению наш язык, обогатить словарный запас детей, научить выражать мысли и чувства.

Совершенствование речи школьников – далеко не единственная задача выразительности чтения. Слушание художественного произведения в чтении учителя поможет младшему школьнику понять идейное содержание произведения, а работа детей над текстом читаемого порождает вдумчивое отношение к слов), помогает понять богатство и красоту русского языка, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.

Специфика работы в начальной школе такова, что именно здесь «начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно»1.

Известно, как высоко ставил А. С. Макаренко умение убедительно, эмоционально говорить, владеть разнообразной интонацией. Сам он овладел этим умением в высшей степени. «Я сделался настоящим мастером (т. е. – воспитателем. – Л. Г.) только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно»2.

Методика обучения русского языка рекомендует опережающее развитие устной речи. В связи с этим перед учителем ставится задача проводить разнообразные речевые упражнения в устной речи: словарные, синтаксические, композиционные и интонационные

Трудность здесь заключается в комплексности обучения звучащей речи: обучать интонационной речи приходится сразу, одновременно, от звуков и фонем до выразительности речи. И чем раньше дети получат представление об интонационной выразительности речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. К тому же многие умения и навыки, относящиеся к звуковой стороне речи, усиливаются только в раннем возрасте (дикция, орфоэпия).

Трудности обучения интонационной выразительности не должны останавливать учителя. В развитии речи интонационная работа играет очень большую роль: при правильно поставленном обучении речь детей становится живой, непринужденной, вызывает у них желание совершенствовать ее.

1 Бочаров Г. К. За высокое мастерство учителя-словесника.– Вопросы литературы, 1959, № 2, с. 87.

* Макаренко А. С. О моем опыте.– Собр. соч. в 7-ми т. М., 1958, т. 5, с. 269.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7