ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Главная       Учебники - Педагогика      Обучение выразительному чтению младших школьников (Горбушина Л.А.) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7 

 

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Материал чтения – это большей частью художественные произведения: рассказы, сказки, басни, стихотворения, пословицы, поговорки, изречения и другие.

Художественные произведения – это произведения искусства, это «прежде всего выражение писателем его идейного отношения к действительности... Но свое отношение к действительности художник вы-

1 См. об этом в кн.: Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1973, с 45–47.

3 Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. – В кн.: В защиту живого слова М , 1966, с. 13.

 


ражает, воспроизводя интересующие его явления образно, т. е. в картинах человеческой жизни, со всеми присущими ей свойствами, сохраняя внутреннюю логику изображаемых им человеческих отношений. Идейное содержание произведения находит свое осуществление в его непосредственном содержании»1.

В центре изображения жизни в произведении стоит всегда человек со всеми его чувствами и мыслями, со всем, что его окружает. Картины человеческой жизни, человек как личность, как действующее лицо, чувствующее, мыслящее, тесно связанное с окружающим,– вот содержание художественной литературы. Таким должно быть и содержание детской литературы. Оно должно быть представлено во всей сложности жизненных отношений.

Далеко не безразлично, что читают дети. Это подчеркивалось еще дореволюционными методистами. Так, у Д. И. Тихомирова, в его руководстве к книге для чтения «Вешние всходы» мы читаем: «Классное чтение не может ставить себе исключительною задачею... усвоение учениками одних только навыков разумного чтения – независимо от того, на каком словесном материале эти навыки будут приобретены. Такая выучка, влияя до некоторой степени на изощрение лишь мыслительных способностей (формальное развитие), не даст мысли и чувству воспитывающего содержания, не окажет влияния на воспитание вкуса в выборе чтения, не определит дальнейшего направления и склада духовной жизни учащегося»2. Д. И. Тихомиров рекомендует «воспитывать ум и чувство ученика при помощи избранного содержания (выделено нами.– Л. Г.), так как для дальнейшего правильного духовного роста» учащихся это имеет исключительное значение.

В определении тематики детского чтения вообще, и выразительного чтения в частности, мы должны исходить из общих задач воспитания детей в советской школе, из тех принципов, которые положены в основу теории и практики общей и детской литературы.

После Октябрьской социалистической революции вопросы теории и практики литературы для детей первым поставил А. М. Горький. Он вел неустанную борьбу за создание советской детской литературы под девизом: «Воспитывать значит революционировать»3. Он говорил: «В человеческом обществе разгорается борьба за освобождение трудовой энергии рабочих масс из-под гнета собственности, из-под власти капиталистов, борьба за перевоплощение физической энергии людей а энергию разума – интеллектуальную, – борьба за власть над силами природы, за здоровье и долголетие трудового человека, за его всемирное единство и за свободное, разнообразное, безграничное развитие его способностей, талантов. Вот этот принцип и должен быть основой всей литературы для детей и каждой книжки, начиная с книжек для младшего возраста»4.

^Тимофеев Л. И. Основы теория литературы. М., 1971, с. 29.

2 Тихомиров Д. И. Вешние всходы. Руководство для учителя к первой, второй н третьей книгам для классного и внеклассного чтения и бесед, устных и письмен-ныхупражнений. М., 1897,с. 2.

^ Горький А. М. О темах. – В кн.: О литературе. М., 1955, с. 639,

л Там же, с. 647.

 


Прежде всего надо вспомнить, что у нас имеются огромные ресурсы, которые получены в наследство от классической детской литературы. Специально для юных читателей писали: В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк, A. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. С. Серафимович и другие.

Все идейное богатство детской классической литературы должно стать достоянием советских детей. Исключительно важное значение приобретают те средства, с помощью которых перед детьми открываются эти идейные сокровища литературного наследства прошлого.

Советской литературой создано для детей немало высокоидейных, художественных произведений большой воспитательной ценности.

Во главу угла современная детская литература поставила воспитательные задачи в создала новых героев литературных произведений. Это строители новой жизни: рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, инженеры и агрономы, коммунисты и комсомольцы, пионеры и октябрята. Отражая их жизнь, советская детская литература готовит своих читателей к тому, чтобы активно участвовать в жизни, в творческом труде для Родины – для ее настоящего и будущего.

Таковы произведения В. Маяковского, А. Толстого, С. Маршака, А. Гайдара, М. Пришвина, В. Бианки, А. Барто, В. Катаева, С. Михалкова, Н. Носова, Г. Скребицкого, С. Алексеева, Н. Забилы, И. Соколова-Микитова, Л. Воронковой, Л. Кассиля, В. Осеевой, С. Баруздина и многих других.

Не стареют и не теряют своей силы слова, сказанные более полувека назад А. М. Горьким об основной задаче детской литературы: «Воспитать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства – сделать человека сильным и красивым»1.

При выборе произведений для выразительного чтения и упражнений в развитии выразительности устной речи обычно придерживаются принципа художественности текста, образности языка.

Само понятие художественности языка оригинально и точно раскрывается Н. Г. Чернышевским: «Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, – чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов...»2.

Следует заметить, что очень распространенной ошибкой в анализе произведений на первых ступенях обучения чтению является ограничение разбора выписыванием или подчеркиванием каких-то особых образных слов, каких-то специальных «украшающих" оборотов. Эпитеты, сравнения, метафоры имеют значение в произведении, однако художественный образ создается не только ими, но и всей совокупностью языковых средств, соответствующих тем чувствам и мыслям, которые должны быть нарисованы писателем.

Для выразительности речи при чтении очень важно, чтобы дети научились произвольно вызывать в воображений нужные образные

1 М, Горький о детской литературе. М., 1958, с. 91.

2 Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М,, 1950, т. VII, с, 452.


представления. Например, при чтении художественного произведения А. Гайдара «Горячий камень» нарисовали бы образ «одинокого старика» («Родная речь», III кл., с. 135).

Словесный материал прост: «Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел в село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой, рваный шрам. И поэтому даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым...»

Это описание рассчитано на воспроизведение в воображении образного представления. В момент чтения такое образное представление о герое произведения возникает перед каждым учеником, чем-то общее, чем-то различное. Это внутреннее видение и необходимо при восприятии произведения.

Научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слева – задача уроков чтения. Именно при чтении произведения как отражения жизни в образах дети учатся входить «внутрь жизни», «переживать кусок жизни». Восприятие произведения, переживания, вызванные художественными образами, идея, верно понимаемая детьми, – все это и есть основа выразительности речи и чтения. 3десь и зарождается внутренний стимул общения, возникает цель – рассказать так, чтобы взволновать, вовлечь слушателя в круг образов и представлений; если передается художественное произведение, то донести до слушателя идею автсра в точном соответствии с его замыслом.

Обучение полноценному восприятию речи и чтения происходит большей частью на уроках чтения. Выразительно подать содержание или прочитать художественное произведение младший школьник может только при условии понимания произведения и установления его личного отношения к прочитанному. Выражать искреннюю радость или печаль, осуждать поступки нехорошего человека, восхищаться достоинствами характера героя – все это ребенок может делать, если испытывает чувство «сопереживания» с героем, возмущается, негодует по поводу чего-то, жалеет кого-то. Словом, у выразительной речи и чтения непременно должна быть эмоциональная «подкладка»; у чтеца или рассказчика должны быть осознанное отношение к тому, что изображается, ясная цель сообщения или чтения, учет того, кому читается произведение, а также предвосхищение реакций слушателя (общение с аудиторией). С первого взгляда это как будто не относится к выразительности речи и чтения. Но как раз эта сторона работы с подготавливаемый текстом обеспечивает содержательность и доходчивость высказывания или чтения.

Ошибочно было бы игнорировать «внутреннюю» подготовку к произнесению речи вслух, так как эта подготовка и порождает «внешнее» осуществление (реализацию) речи, все равно «свой» это или «чужой» текст. На основе содержания и замысла высказывания появляется интонация. Напомним, что интонация возникает непосредственно, и «ей не надо учить» (Н. И. Жинкин), а при необходимости пере-

 


давать «чужой» текст интонацию «надо найти». Чтение и идейно-образный анализ произведения – средство поиска интонации. А предварительная беседа, рассказ учителя об авторе, сообщение сведений из той области действительности, о которой дети будут слушать или читать в произведении, – это подведение к пониманию текста, облегчающее углубленное восприятие его.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы.

Повышение культуры звучащей речи младших школьников базируется на усвоении ими родного языка: знании фонетики, словаря, законов сочетаемости слов, уместности их употребления в контексте.

При обучении младших школьников выразительности речи и чтения необходимо соблюдать постепенность, последовательность, памятуя о комплексности задачи и сложности ее выполнения.

Речь усваивается детьми в процессе общения с окружающими взрослыми, и прежде всего с учителем и товарищами по классу, причем общение должно быть активным, организованным, при полной заинтересованности участников общения.

Представления детей об окружающей действительности, жизненный опыт детей должны постоянно пополняться, развиваться путем наблюдения окружающей жизни, бесед, рассказов и выразительного чтения учителя, так как это является основой содержательности их речи.

Формирование умения читать расширяет возможности обогащения представлений, пополняет и уточняет словарь детей, совершенствует синтаксис их высказываний; в процессе чтения и анализа образного содержания читаемого текста воспитывается внимание к художественному слову, его семантике, его способности передать чувства и мысли, воздействовать на слушателя.

Систематическое обучение языку, ознакомление с его законами и нормами – необходимое условие успешного развития выразительной речи языка.


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7