Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников

  Главная       Учебники - Педагогика      Обучение выразительному чтению младших школьников (Горбушина Л.А.) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7 

 

 

Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников

 

 Пособие для учителей – М.: Просвещение. 1981.– 160с. С. 3-33.

В книге рассматривается выразительность устной речи как одна из важнейших задач обучения младших школьников русскому языку. В ней раскрываются содержание и формы работы по развитию выразительной устной речи по классам, приводятся примерные виды работ над выразительным чтением на уроках русского языка и чтения

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех трех лет начального обучения. Исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и конструируется собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором (писателем, поэтом), и прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его» понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, причем произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

Выразительная речь – это устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и т. д. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

При обучении грамоте (письму и чтению), а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

Разборчивость речи – это прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Оно вырабатывается путем специальных дикционных упражнений. Интонационная выразительность требует особой работы как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на


специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

Обучение выразительности речи и чтения продолжается и в средней школе, где выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.

Методика обучения выразительности речи и чтения и излагается в настоящем пособии. Во «Введении» раскрывается понятие об интонации, ее компонентах, а также дается краткая справка о разработке вопроса в методической литературе. В I части пособия освещаются психолого-педагогические, лингвистические и литературоведческие основы формирования умений и навыков, обеспечивающих выразительность речи и чтения у младших школьников. II часть включает общие методические рекомендации по развитию интонационной выразительности речи и чтения. В III части даются содержание и методика работы по классам. Здесь же приводятся примерные уроки и фрагменты уроков русского языка и чтения с включением основных требований программы по изучению интонации в IIII классах. Приводятся также возможные формы и методы текущего и периодического учета усвоения интонационной выразительности речи и чтения учащихся.

Если учитель пожелает глубже вникнуть в какой-либо вопрос предмета, он может воспользоваться списком литературы, который помещен в конце книги.

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7