– копирование текста, т.е. списывание с целью усвоения основных правил
орфографии и пунктуации;
– списывание, осложнённое дополнительными заданиями. Например:
подчёркиванием указанных букв или буквосочетаний, заполнением пропусков
недостающими буквами или словами с трудным написанием и др. Списывание с
дополнительными заданиями практикуется на всех этапах обучения, но
наибольшее применение находит на начальном этапе;
– группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений;
омографов; лексем, относящихся к одной теме; производных слов с
указанным суффиксом и т. д.);
– орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото и др.);
– диктанты: слуховой, зрительный, зрительно- слуховой, самодиктант.
Слуховой диктант является надёжным средством контроля сформированности
навыков орфографии и пунктуации. Он должен проводиться на связном
тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и
имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух, затем
материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один
раз.
Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения
или текст небольшого объёма, который затем анализируется и стирается,
учащиеся записывают диктуемый текст по памяти. Аналогичную работу можно
провести с печатным текстом после чтения и анализа, книги закрываются, и
учащиеся пишут зрительно воспринятый текст под диктовку так, как они его
запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию.
При проведении зрительно- слухового диктанта запись текста в тетрадях
сочетается с одновременной его записью на доске. После завершения работы
проводятся проверка правильности текста, записанного школьниками в
тетрадях, и анализ ошибок.
Самодиктант сводится к записи учащимися текста или стихотворения,
выученного наизусть. О предстоящем диктанте следует предупредить
заранее, так как установка на преднамеренное запоминание правил
орфографии способствует закреплению формы написания и устранению
типичных для данного класса ошибок.
Базовые навыки в области техники письма формируются, как уже
напоминалось, на начальном этапе обучения. На продвинутых этапах они
закрепляются и совершенствуются как условия развития письменной речи.