Что такое ощущение - урок для восьмиклассников

  Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике (Галинов И.С.)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Что такое ощущение - урок для восьмиклассников

 



Схема возникновения ощущения

Как же мы ощущаем? Посмотрите на доску – на ней схема возникновения ощущения. Сейчас мы попробуем в ней разобраться. Мы ощущаем за счет того, что какой-либо внешний объект – раздражитель – звук, зрительный образ, запах – воздействует на органы чувств. Какие органы чувств Вы знаете? (ученики называют) Правильно, молодцы. Возвращаемся к схеме. В результате воздействия раздражителя на орган чувства возникает нервный импульс, который по нервным путям поступают в головной мозг и обрабатываются там, в определенной части в коре полушарий головного мозга. После этого и формируются отдельные ощущения. Органы чувств, нервные пути и части коры головного мозга составляют вместе Анализатор – аппарат, специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
Данная схема имеет продолжение, но с второй ее половиной мы познакомимся, когда будем проходить другие познавательные процессы.
У кого-нибудь возникли вопросы по этой части темы?

Виды ощущений


Каждый орган чувств приспособлен к приему только определенных видов воздействий (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Выделяют такие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестезические (ощущения движения тела), интероцептивные (ощущения, связанные с внутренним сосотоянием организма).
Ощущения могут вызывать различные эмоции и чувства у человека. Например, ощущение зеленого цвета успокаивает, а черного – угнетает, красный – возбуждает, способствует возникновению тревоги. Поэтому в средние века, чтобы подавить человека, его помещали в черно-красную комнату. И именно поэтому советуют комнату для отдыха оклеивать обоями зеленого оттенка. К тому же, ощущение любимых цветов приносят нам положительные эмоции, а нелюбимых – отрицательные. То же самое касается и других видов ощущений – подозрительные шумы, которые мы ощущаем слуховым анализатором, вызывают у нас тревогу и чувство опасности, ощущая запах обонятельным анализатором, мы испытываем наслаждение, если аромат приятный.
 


Порог ощущения


Основные характеристики любого анализатора – это пороги ощущений. Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущений. Запишем это. Абсолютный нижний порог ощущения — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, меньшие порога ощущения человеком не ощущаются.
Абсолютный верхний порог ощущения — максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Сигналы, выше абсолютного порога ощущения вызывают у человека боль и агония. Попробуйте привести примеры нижнего и верхнего порога ощущения.
Дифференциальный порог ощущения — минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями 1 раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный порог ощущения — наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.
Чтобы Вам стало понятней, мы проведем эксперимент с нижним порогом ощущения. Перед вами лежат кусочки ваты и монетки. Разбейтесь на пары. Один из вас будет испытуемым, а второй экспериментатором. Испытуемый закрывает глаза и вытягивает руку, а экспериментатор кладет на ладонь испытуемого маленький кусочек ваты, потом еще один кусочек, после монетку, при необходимости еще одну. Испытуемый должен отметить момент, когда тяжесть на ладони стала ощущаться. После первой серии эксперимента испытуемый и экспериментатор меняются ролями».
Таким образом, Вы увидели, что в силу физиологических особенностей, у каждого человека свой порог ощущения, но у большинства людей он, так или иначе, близок к среднему значению.
Закрепление изученного материала
Упражнение. Закройте глаза. Сейчас Вам необходимо придать любое положение своей правой руке. Глаза не открываем. А сейчас придайте такое же положение левой руке. Можете открыть глаза. И посмотрите насколько точно вы выполнили движение – одинаково ли расположены левая и правая руки. Таким образом, Вы видите, какова роль управления Вами движениями Вашего тела. Кто скажет, какой вид ощущения сейчас мы увидели? (кинестезический)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..