Обучение орфографическим навыкам является важной задачей при обучении
письменной речи, а создание у учащихся элементарных орфографических
навыков является целью обучения письму в средней школе.
Орфографические навыки базируются на принципах написания слов, принятых
в конкретном языке. Так, например, в основах немецкой орфографии лежат
два принципа–морфологический и орфографический. Некоторое
распространение получили исторический ( консервативный) принцип и
иероглифический.
Морфологический принцип применительно к немецкой орфографии следует
считать основным. Его сущность заключается в том, что каждая значимая
часть слова – приставка, корень, суффикс – пишется всегда одинаково,
независимо от фонетических условий, в которые они попадают. Фонетический
принцип (как слышишь, так и пишешь) подчинён морфологическому – слова
произносятся, как пишутся, только тогда, когда это не противоречит
написанию морфем, например Buch, Tafel, но abfallen {'apfal?n},nebst {ne:pst}.
Сущность исторического типа состоит в том, что написание отдельных слов
не соответствует морфологическим или фонетическим фактам современного
языка и оправдывается лишь исторически (Vather, Theather, Bibliothek.
Physik).
Иероглифический (смыслоразличительный) принцип заключается в том, что
одинаково звучащие слова пишутся по-разному, для того чтобы их можно
было различить по буквенному составу (Seite– Saite; Meer– mehr; Lied–
Lid).
Орфографические навыки формируются в процессе речевой деятельности на
основе полного понимания и выполнения комплекса упражнений общего и
специального назначения. В первую группу входят лексико-грамматические
упражнения, выполняющиеся письменно. Они предназначаются не только для
обучения орфографии, но и для закрепления языковых средств общения–
лексики, грамматики, фонетики, а тем самым для развития всех форм
общения.