Воспитание трудовой деятельности у детей старшей группы ДОУ

  Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике (Галинов И.С.)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Воспитание трудовой деятельности у детей старшей группы ДОУ



У детей старшего возраста следует воспитывать потребность систематически выполнять посильные трудовые обязанности и умение трудиться сообща.
На данном этапе продолжается ознакомление дошкольников с трудом взрослых на занятиях, экскурсиях, во время прогулок.
Воспитатель дает детям представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, ребенок узнаёт, что булочки, которые они с мамой покупали в булочной, являются результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают их пшеницей, собирают урожай, на мукомольных комбинатах рабочие превращают зерно в муку, в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб. Грузчики загружают хлеб в машины, а шоферы, отвозят его в булочные, где хлеб потом продают продавцы.
На основе этих представлений у детей начинает формироваться понятие о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.
В старшей группе следует применять и методы опосредованного ознакомления с трудом взрослых, а именно: путем чтения художественной литературы, просмотра телевизионных передач, рассказов воспитателя детям (с использованием картин) о героических трудовых подвигах людей на БАМе, строительстве гидроэлектростанций и т.д.
Для закрепления знаний детей о труде взрослых можно использовать дидактические игры типа "Угадай профессию", "Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил?", "Кем я буду" и др.
Как и в предшествующих группах, большое место в трудовом воспитании дошкольников должно быть отведено их самостоятельной трудовой деятельности. Режим жизни детей в группе нужно организовать так, чтобы на каждом его этапе были предусмотрены трудовые дела.
В старшей группе продолжается работа по совершенствованию навыков самообслуживания. Главным приемом в руководстве самообслуживанием детей является контроль. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (плохо застегнул пальто - можешь простудиться, не почистил ботинки - они будут иметь неряшливый вид, плохо вымыл руки - запачкаешь полотенце и т.п.).
В процессе труда по самообслуживанию у детей продолжают формировать гуманные чувства и положительные взаимоотношения, воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Воспитатель постоянно отмечает перед детьми все случаи проявления внимания и заботы по отношению их друг к другу.
В старшей группе расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей. Особое внимание педагог должен уделять воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив ее, не стесняться просить помощи.
Например, перед тем как начать уборку помещения (участка), воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть групповую комнату (участок) и определить, что необходимо сделать. Затем совместно с педагогом дети намечают план работы, выбирают бригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду. Каждой бригаде воспитатель помогает составить свой план работы, распределить обязанности. По окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей группой. При такой форме организации труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей. В старшей группе можно организовывать и "труд рядом". Такая форма организации труда целесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольников каким-то приемам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды.
Старшие дети уже сами отличают труд от игры и начинают получать большое моральное удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Правда, в трудовой процесс дети еще вносят элементы игры. Например, занимаясь довольно однообразным трудом по уборке листвы на участке, ребенок превращает коробку, привязанную за веревку, в грузовик.
Воспитатель должен поддерживать этот игровой настрой. Детскому труду всегда должны сопутствовать веселая шутка, поговорка, пословица, стихотворение:
Метлу взяла, весь двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала.
Приходите, поглядите, хоть сориночку найдите!
(Е. Благинина)
В этой группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников. Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подводя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребенка.
На данном возрастном этапе детям можно предлагать научить выполнять ту или иную работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков, малышей. Действенным приемом является также назначение дошкольников поочередно ответственными за общие дела.
В начале года воспитатель помогает детям распределять обязанности, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, а с третьего квартала нужно приучать их делать это самостоятельно.
Бывает целесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе - с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных - с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду.
В руководстве трудовой деятельностью необходим индивидуальный подход. Ребенка, который еще слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то все получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчиненном положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором.
Если у ребенка отсутствуют организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание на труд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже так получится. Можно поставить его во главе группы детей, хорошо владеющих организаторскими навыками.
Малоактивным, пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего труда и получали от него радость.
В старшей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При участии педагога дошкольники изготавливают атрибуты для игр, принимают участие в оформлении помещения, костюмов к праздникам и т.д. Можно организовать совместный труд школьников и дошкольников по ремонту детских книг, поделке игрушек на новогоднюю елку, подарков мамам к 8 Марта и т.д.
В сельской местности детей приобщают к труду взрослых во время экскурсий в сад, огород, на кролиководческую ферму, в поле, теплицу. При этом необходимо разумно сочетать активность детей и взрослых, заранее продумывать и распределять объем работы для дошкольников, предусматривать эмоциональное общение взрослых и детей, обеспечивать условия для создания радостной трудовой атмосферы.
Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные). Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.).
Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду.
К занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по окончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек, к физкультурным готовят частично оборудование и инвентарь.
В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы.
Дети дежурят по 2 человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда.
Можно организовать дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой - по подготовке материалов к занятиям, третий - в уголке природы. Когда сидящие за последними столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.
Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя вести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу. К детям 6-го года жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: "Сделай сам, как у меня", "Сделай сам, без меня", "Сделай сам, но по-другому"; "Подумай и сделай как хочешь"; "Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше" и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение ("Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе еще более трудное дело"). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.
Важно помнить, что ребенок - это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.
Труд в природе. В процессе ухода за растениями и животными ребенок узнает, что их рост и развитие зависят не только от наличия объективных условий - солнечного света, тепла, влаги, почвы (для растений), но и ухода, овладевает определенными навыками и умениями.
В этой группе нужно продолжать работу по ознакомлению детей с трудом взрослых по охране природы, выращиванию продовольственных культур и уходу за животными.
Осенью можно провести наблюдения за тем, как люди ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, заделывают дупла, белят деревья известью, окучивают землей молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей для того, чтобы защитить от грызунов.
Осень - благоприятное время для того, чтобы познакомить детей с трудом взрослых по подготовке к зиме. Дети видят автомашины, нагруженные овощами и фруктами. Можно организовать наблюдения за заготовкой овощей и фруктов (сушка фруктов, засолка огурцов, помидоров, квашение капусты). В ходе наблюдений дошкольников следует привлекать к оказанию посильной помощи взрослым.
Зимой нужно показать и рассказать детям, как ухаживают люди за домашними животными, организовать подкормку птиц. После метели, сильного снегопада воспитатель вместе с детьми расчищает дорожки, ведущие к кормушкам, сметает снег с площадок для подкормки птиц.
Большой интерес у дошкольников вызывают наблюдения за весенней обрезкой деревьев и кустарников. Воспитатель поясняет, что такая обрезка не вредит деревьям, а способствует лучшему их росту, формированию кроны.
Если это возможно, детей знакомят с трудом полеводов по выращиванию и уборке пшеницы, ржи, гречихи и других ценных культур. Важно подчеркнуть, как дружно трудятся люди.
С весны детей необходимо вовлекать в активную трудовую деятельность на их огороде (разбивается на групповом участке или вблизи него). Можно выделить старшей группе 3-6 грядок на коллективном детском огороде. Надо заранее подготовить с детьми все оборудование, необходимое для работы, семена. Педагог привлекает воспитанников к вторичной перекопке земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом и посадкой, к рыхлению земли (маленькими граблями), разметке грядок. Перед посевом семян в борозды воспитатель кладет посередине грядки (вдоль нее) белый шнур. Ориентируясь на него, дети производят посев одновременно с обеих сторон грядки. В целях соблюдения нужного расстояния между семенами в ряду они могут пользоваться мерными палочками. В конце апреля можно посеять семена моркови, укропа, петрушки, репы, в начале мая - свеклы, гороха, бобов, салата и в конце мая - огурцов, кабачков, тыквы.
Под руководством воспитателя дети высевают семена цветов на узких прямоугольных клумбах-рабатках, разбитых по краям участка.
Летом детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление междурядий, прополка культурных растений от сорняков. Педагог учит воспитанников правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок, водой, подогретой на солнце, рыхлить, пропалывать и т.д. Например, показав приемы рыхления междурядий, воспитатель раздает им рыхлители и предлагает, чтобы каждый сделал то же на отведенном для него участке. Объясняет, что рыхлят затем, чтобы к корням растений поступал воздух. Во время прополки междурядий дошкольников учат отличать культурные растения от сорняков; работать старательно, дружно.
Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснениями.
Работая на огороде и в цветнике весной и летом, дошкольники получают представление о выращивании растений из семян, одновременно закрепляются их знания о том, что для роста и развития растений необходимы солнечный свет, тепло, влага, хорошая питательная земля и уход.
Труд в уголке природы. В начале учебного года дети выполняют ежедневные поручения по уходу за растениями и животными уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября - начале октября. Предварительно следует провести беседу о комнатных растениях, животных, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Воспитатель показывает, как надо кормить животных, какое количество требуется для каждого кормления. Дежурные назначаются ежедневно. Число их зависит от количества объектов в уголке природы. Если в нем имеются только комнатные растения и рыбки, достаточно 2 человек, при наличии птиц и морской свинки назначаются 3-4 дежурных, чтобы объем работы для детей не был слишком велик. Воспитатель помогает дежурным распределить работу. Нужно учить детей выполнять и не совсем приятную работу, например чистку клетки у морской свинки. При этом педагог берет на себя наиболее трудную часть работы. Он объясняет воспитанникам, что обитатели уголка природы должны жить в чистоте и ухаживать за ними, кроме него самого и детей, некому. Постоянное доброжелательное внимание воспитателя к работе дежурных, своевременная помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы.
Нужно учить дошкольников в процессе дежурств наблюдать за растениями и животными, замечать, какие изменения происходят с ними от сезона к сезону. Дети узнают, что в зимнее время растения отдыхают, их надо поливать реже, а с наступлением весны и летом многим требуется не только частый полив, но и опрыскивание. Ежедневно педагог вместе с воспитанниками осматривает комнатные растения, чтобы не допустить появления вредителей и болезней.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..