§ 15. ГОРДЕНИ И ТАЛИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 15. ГОРДЕНИ И ТАЛИ

Горденем (рис. 29) называется трос, проведенный через неподвижно закрепленный блок. Как видно из рисунка, для удержания подвешенного груза к ходовому концу горденя необходимо приложить силу, равную весу груза. Следовательно, гордень при подъеме груза выигрыша в силе не дает, а только
позволяет изменить направление тяги. Сила, необходимая для подъема груза, должна даже несколько превышать вес груза, чтобы преодолеть возникающие в блоке силы трения при вращении шкива и движении в нем троса.

Для получения выигрыша в силе трос проводят через два блока (рис. 30). Такое устройство называется обыкновенными талями, или полиспастом. Конец троса, прикрепленный к одному из блоков, называется коренным; выходящий из блока — ходовым или лопарем талей. Простейшие двухшкивные тали получаются при основывании троса между двумя одношкивными блоками. Как видно из рис. 30, а и 30, б, эти тали могут использоваться в двух вариантах. В первом случае лопарь талей выходит из верхнего неподвижного блока и вес груза распределяется на две ветви троса, которые выходят из подвижного нижнего блока. Для удержания на весу груза к лопарю талей нужно будет приложить усилие F, равное примерно 1/2 веса груза Р.
Во втором случае лопарь талей выходит из нижнего
подвижного блока и вес груза распределяется на три ветви троса. Следовательно, для удержания на весу груза потребуется усилие, равное примерно 1/3 веса груза.

При подъеме груза это усилие должно быть несколько большим, чтобы преодолеть возникающие силы трения. У талей, основанных растительным тросом, на преодоление сил трения в каждом шкиве приходится прилагать дополнительное усилие, равное примерно 10% веса груза.

Таким образом, выигрыш в силе при пользовании талями зависит как от количества шкивов в обоих блоках талей, так и от взаимного расположения блоков. Эта зависимость выражается формулами: а) если лопарь выходит из неподвижного блока, то

 

F=(p+0.1 P n)/(n + 1)

 

б) если лопарь талей выходит из подвижного блока, то

 

F=(p+0.1 P n)/n

 

где F — усилие, прилагаемое к лопарю талей;
Р — вес груза;
 n — количество шкиво, в в талях.
 

 

 

В настоящее время на судах с механическим двигателем применяются следующие виды талей.

Хват-тали — переносные тали, основанные между двумя од-ношкивными или одношкивным и двушкивными блоками. Оба блока имеют вертлюжные гаки. Применяются при различных
палубных работах: для обтягивания снастей, при заводке пластыря, перетягивании груза и т. п. Для получения наибольшего выигрыша в силе тали должны закладываться таким образом, чтобы лопарь выходил из подвижного блока.

Шлюп-тали — многошкивные тали, служащие для подъема шлюпок. Основываются гибким стальным или манильским тросом. Нижний блок имеет вертлюжный обух, верхний — скобу со шплинтом на штыре.

Гини — многошкивные тали, основанные тросом между большими по размерам блоками, способные выдерживать большие нагрузки. Применяются при вооружении тяжеловесных стрел (грузовые гини), а также в ряде аварийных случаев, например при снятии судна с мели и т. п.

Двух- и трехшкивные тали применяются при вооружении судовых стрел в качестве топенантов1, оттяжек и т. д.

При основывании талей необходимо руководствоваться следующими правилами.
 

 

Рис. 31. Основывание талей: а — четырех шкивных; б — шести шкивных; I — блок с приспособлением для хранения коренного конца лопаря; II — второй блок талей; 1, 2, 3 ... — последовательные этапы проводки лопаря

 

 

 

1. Основывание талей удобнее производить, уложив блоки плашмя на палубу подвесками (скобами или гаками) наружу.

2. Заводка троса в шкивы блоков производится его коренным концом по часовой стрелке при тросах правого спуска или против часовой стрелки, если тали основываются тросом левого спуска.

3. Один из блоков талей должен иметь приспособление для крепления коренного конца троса после окончания его заводки; если блоки имеют одинаковое количество шкивов, то такое приспособление может иметь любой из блоков, при различном — блок с меньшим количеством шкивов.

4. При основывании двухшкивных талей коренной конец троса проводят через блок, имеющий приспособление для крепления троса, затем через второй блок и крепят к первому.

5. Для основывания трехшкивных талей коренной конец троса сначала проводят через нижний шкив двухшкивного блока, затем через одношкивный блок, после этого через верхний шкив первого блока и крепят его к одношкивному блоку.

6. При основывании четырехшкивных талей (рис. 31, а) коренной конец проводят через нижний шкив блока / в нижний шкив блока II, а оттуда через верхний шкив блока / в верхний шкив блока II и затем опять к блоку I, где его прикрепляют.

7. При основывании шестишкивных талей (рис. 31,6) коренной конец сначала проводят в средний шкив блока I, затем в нижний шкив блока II, оттуда в нижний шкив блока I, а затем через средний шкив блока II в верхний шкив блока / и, наконец, через верхний шкив блока II к месту крепления на блоке I.

Такая система проводки коренного конца при основывании многошкивных талей позволяет избежать перекоса блоков во время тяги.

8. После проведения коренного конца через все шкивы обоих блоков в него заделывают коуш, которым он и присоединяется к соответствующему блоку.