§ 11. ПРАВИЛА ПРИЁМКИ И ХРАНЕНИЯ ТРОСОВ НА СУДНЕ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 11. ПРАВИЛА ПРИЁМКИ И ХРАНЕНИЯ ТРОСОВ НА СУДНЕ

 

Проверка троса при его приемке на судне заключается в тщательном его наружном осмотре и сверке основных конструктивных данных с сертификатом, который должен прилагаться к каждому новому тросу. В сертификате указывается наименование троса, его конструкция, длина, толщина, чистый вес и вес в упаковке, а также разрывная прочность, номер ГОСТа и дата изготовления троса.

Особенно тщательно необходимо осматривать тросы, имеющие давние даты изготовления. При осмотре троса проверяется качество свивки, которая должна быть равномерной и плотной по всей длине как у троса в целом, так и у отдельных прядей.

У растительных и синтетических тросов не должно быть разлохмаченных и ослабленных прядей, порванных каболок, а у стальных — вмятин, сплющенных прядей, оборванных или заломленных проволок. Оцинковка проволок должна быть равномерной, без «сосулек», трещин и других повреждений покрытия. Тросы не должны иметь запаха плесени, гнили или гари.

Цвет троса должен быть однотонный, чистый без каких-либо пятен. Смоленый трос должен иметь гладкую поверхность и не липнуть к рукам. Если при изгибе и растяжении смоленого троса слышен треск, это значит, что он лежалый и волокна в нем перегорели под действием смолы. Такой трос для работы не пригоден.

После наружного осмотра троса производят замер его толщины, взвешивание (отдельного куска) и проверяют количество каболок (проволок) в тросе.

Толщину троса проверяют не менее чем в 10 местах по всей длине. Замер толщины растительных и синтетических тросов производят, как правило, при помощи тонкой стальной ленты или обыкновенной нитью.

Толщину стальных тросов при четном числе прядей в тросе можно измерять лентой или штангенциркулем, при нечетном — только лентой.

Заводы-изготовители растительные тросы выпускают обычно уложенными в бухты без сердечника, стальные — намотанными на деревянные или металлические катушки.

Новые тросы, уложенные в бухты, должны храниться в сухих, хорошо проветриваемых помещениях, вдали от нагревающихся переборок, трубопроводов и других частей корпуса.

Для частичного распускания бухты растительного или синтетического троса, когда необходимо отмотать небольшой кусок, бухту распаковывают и ставят на ребро, придерживая внешние шлаги.

Чтобы шлаги троса не перепутались, трос распускают обязательно изнутри бухты. Для этого внутренний конец троса
 

проводят через середину бухты наружу, как показано на рис. 18, а.

При необходимости распустить бухту полностью или отмотать большой конец троса ее ставят на крестовину, которую затем подвешивают на куске троса к вертлюгу (рис. 18,6). Сначала распускают наружные шлаги, вращая бухту вокруг подвески как вокруг оси.
Чтобы отмотать небольшой кусок стального троса, через середину катушки, на которую намотана бухта, продевают ломик (или металлическую трубу) и закрепляют его на каких-либо подставках (рис. 18, в). Для полного распускания такой бухты ее подвешивают на вертлюге или гаке грузовой стрелы с помощью небольшого стропа (рис. 18, г). Чтобы при этом строп не мешал вращению катушки, в его верхней части ставят распорку из доски.
 

Рис. 18. Распускание бухты троса: а, б — растительного; в, г — стального

 


Для предотвращения образования на тросе калышек необходимо бухту после сматывания с нее каждого шлага поворачивать вокруг вертикальной оси.

Для распускания небольшой бухты троса, не имеющей внутри барабана, ее раскатывают по палубе (рис. 19), начиная с наружных шлагов.

Прежде чем отрезать или отрубить кусок троса, необходимо по обе стороны от места разрыва наложить временные марки, предохраняющие трос от раскручивания. Временные марки на растительных тросах накладывают из отдельных каболок или шкимушгара, на стальных — из мягкой проволоки, а на синтетических — из клейкой ленты. Кроме того, концы синтетического троса рекомендуется оплавлять (паяльной лампой).

Находящиеся в эксплуатации тросы должны храниться в бухтах, уложенных на банкетки или намотанные на вьюшки, закрытые чехлами.

Перед укладкой загрязненные тросы необходимо промыть и просушить ( Синтетические тросы надо просушивать обязательно в тени, так как под воздействием солнечных лучей они быстро портятся).

 

Растительные тросы рекомендуется промывать пресной водой, чтобы уменьшить гигроскопичность троса, повышающуюся за счет откладывающихся на них солей морской воды, а синтетические, наоборот,— только морской водой.

Для увеличения срока службы стальных тросов их необходимо не реже одного раза в 3 месяца тировать — покрывать специальным составом — тиром. При отсутствии готовых составов тир может быть приготовлен на судне по следующему рецепту: солидол — 70%; кузбасслак — 28%; сода техническая — 2%; а также к чистому густому минеральному маслу можно добавить графитный порошок.

 

 

Рис. 19. Распускание небольшой бухты троса раскатыванием

Растительные тросы следует оберегать от воздействия кислот, щелочей, различных масел, под влиянием которых волокна троса перегорают или разрушаются.

Для избежания сплющивания, нарушения структуры и формы нельзя допускать резких изгибов троса.

Диаметры шкивов и роульсов, через которые проходят тросы, должны быть не менее двух длин окружности для растительных и синтетических тросов и 12—18 диаметров для стальных тросов.

Считаются непригодными к дальнейшему употреблению растительные тросы, имеющие лопнувшие пряди, и стальные, у которых лопнуло свыше 10,% проволок на длине троса, равной его восьми диаметрам.