§ 12. ТАКЕЛАЖНЫЕ ЦЕПИ И СКОБЫ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 12. ТАКЕЛАЖНЫЕ ЦЕПИ И СКОБЫ

Стальные такелажные цепи (рис. 20, а, б) состоят из коротких или удлиненных звеньев без контрфорсов (распорок). В настоящее время такелажные цепи употребляются только в таких местах, где применение тросов по каким-либо

причинам неудобно или нецелесообразно, например, в местах сильного нагрева снастей, постоянного воздействия морской воды (труб-штаги, ватерштаги и т. д.), для разных стопоров, крепления палубного груза и тяжеловесов. Однако такелажные цепи имеют существенные недостатки: они гораздо тяжелее равнопрочных им стальных тросов, боятся резких перегибов, трудно заметить при беглых наружных осмотрах появившиеся в цепи дефекты и т. д.

При приемке на судно цепи необходимо тщательно осмотреть. На звеньях цепи не должно быть трещин, расслоений и других дефектов. Поверхность цепи должна быть покрыта антикоррозионной смазкой и не иметь следов окалины. На судне цепи должны храниться в сухом помещении в подвешенном состоянии, но ни в коем случае не уложенными в бухту.

При работе с такелажными цепями необходимо иметь в виду следующее:

1. Цепи не обладают упругостью.

2. Новые цепи через некоторое время удлиняются на 3—4% за счет притирания звеньев.

3. Нельзя пропускать цепи через роульсы, шкивы, диаметр которых меньше 30 толщин звеньев цепи.

4. При низких температурах необходимо оберегать цепи от ударов, так как они могут легко лопнуть.

5. Во время эксплуатации цепи необходимо регулярно смазывать, для чего натянутые цепи на это время ослабить.

6. Перед очередным осмотром бывшие в употреблении цепи нужно обжигать для снятия старой смазки и краски.
 

7. Цепь, толщина звеньев которой уменьшилась более чем на 10%, к дальнейшему употреблению не пригодна.

В заключение следует отметить, что наибольшее распространение на судах имеют короткозвеньевые цепи. Длиннозвеньевые такелажные цепи употребляются только для основывания грузовых стопоров у топенантов судовых грузовых стрел.

Такелажные скобы (рис. 21) применяются на судах для соединения между собой отдельных цепей и тросов, а также для присоединения их к частям корпуса или рангоута. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря.

По своей форме такелажные скобы могут быть прямыми и изогнутыми.

Штырь в скобе удерживается или при помощи нарезки, или посредством наружного шплинта.

Для стальных тросов применяются только прямые скобы с нарезным или прошплинтованным штырем; для растительных тросов могут применяться прямые и изогнутые скобы.

Величина допускаемой нагрузки на скобу и ее типоразмер устанавливаются на нижней части лапок скобы; там же ставится товарный знак завода-изготовителя.

Для стальных тросов скобы подбирают по диаметру троса, а для растительных — по длине окружности. При этом необходимо проверять, чтобы нагрузка на трос не превышала допускаемой нагрузки на скобу. Для блоков скобы подбирают по допускаемой нагрузке.

Скобы и их детали не должны иметь трещин, раковин, заусениц и других дефектов. Головка штыря должна быть без перекосов, плотно прилегать к боковой опорной поверхности проушины. У нарезных штырей резьба не должна иметь сорванных ниток, помятостей, а сам штырь должен свободно входить на место. Для предохранения от коррозии скобы должны быть оцинкованы или окрашены, а их трущиеся части смазаны тавотом.

 

Рис. 21. Такелажная скоба:
1 — спинка скобы; 2 — лапки; 3 — проушины; 4—штырь

 

 

 

§ 13. РЫМЫ, ОБУХИ, КОУШИ, ГАКИ И ТАЛРЕПЫ

Для крепления коренных концов такелажа к корпусу судна или частям рангоута на них в соответствующих местах устанавливаются обухи и рымы.

Обухом (рис. 22) называется любое кольцо или полукольцо, наглухо прикрепленное или приваренное к какой-либо части корпуса или рангоута и предназначенное для прикрепления такелажа.
 

Рымом (см. рис. 22) называется металлическое кольцо, вставленное в обух и свободно в нем вращающееся.

Для приближенных расчетов величина допускаемой нагрузки определяется:

для обуха Рдоп = 7,4 d*d

для рыма Рдоп = 3 d*d

где Рдоп—допускаемая нагрузка, кГ\

d — толщина обуха в наиболее тонком месте и толщина рыма, мм.

 

 

Коушем (рис. 23) называется металлическая поковка, изготовленная в виде кольца или овала неправильной формы с желобком (кипом) на внешней поверхности. Изготовляются они из чугуна или стали. На каждом коуше должны быть выбиты
клеймо завода-изготовителя, тип и номер коуша, означающий величину допускаемой нагрузки на коуш в тоннах.

Коуши служат для предохранения троса от перетирания при креплении его к скобам, гакам и т. п, Они вставляются в сделанные для этих целей на тросах петли, называемые огонами.

Для растительных тросов употребляются только стальные коуши круглой или овальной формы. Для стальных тросов — чугунные и -стальные только овальной формы. Коуши подбираются для растительных тросов по длине их окружности, для стальных — по диаметру троса.

Помимо названных, бывают коуши треугольной формы, которые применяются для основывания тросовых талрепов.

Коуши должны быть оцинкованы или окрашены, а поверхности их кипов не должны иметь заусениц, трещин и прочих дефектов.
 


Таками на судне называются стальные крюки различной формы, применяющиеся для присоединения груза к подъемным

механизмам, прикрепления снастей и деталей такелажа к корпусу и рангоуту и т. д.

В зависимости от способа крепления гака в подвеске они разделяются на обыкновенные (рис. 24,а, в) и вертлюжные (рис. 24,6, д, е). Обыкновенные гаки состоят из носка, спинки и обуха, которым он присоединяется к подвеске. Если обух и носок гака располагаются в одной плоскости, то такой гак называют повернутым. Гак, у которого плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка, называется простым.

В настоящее время в большинстве грузоподъемных механизмов применяются вертлюжные гаки, имеющие вместо обуха шейку, которой они заделываются в одинарном или двойном вертлюге.

Для судовых грузовых устройств применяются гаки, имеющие специальный прилив над носком (рис. 24,6), чтобы исключить возможность зацепления гака за комингс люка при подъеме груза. Иногда на грузоподъемных механизмах применяются двурогие гаки или гаки, имеющие на спинке прилив с проушиной (рис. 24,ж), в которой закрепляется оттяжка для предотвращения вращения груза на гаке. Такие гаки называются пентер-гаками.

Очень разнообразны по своему устройству специальные гаки, применяемые в различных грузозахватных приспособлениях, стопорах, найтовах и т. п. Наиболее часто на судах применяются: складные гаки — храпцы (рис. 24,г); глаголь-гаки (рис. 24, з), патентованные стопорные гаки.
 

Рис. 24. Гаки:
а — обыкновенный простой (1 — обушок; 2 — спинка;
Л — носок); б — грузовой; в — обыкновенный повернутый: г — храпцы; д — вертлюжный; е — двойной
вертлюжный; ж — пентергак; з — глаголь-гак
 

 


Глаголь-гаки применяются в тех случаях, когда требуется возможно быстрее отдать снасть, находящуюся под натяжением. Патентованные гаки представляют собой усовершенствованный глаголь-гак и применяются обычно в цепных стопорах. Гаки подбираются по допускаемой нагрузке по таблицам ГОСТа.

При приемке гаков на судне необходимо проверять, чтобы на них не было трещин, раковин и других дефектов. Гаки должны быть оцинкованы или окрашены и иметь клеймо завода-

изготовителя, в котором указывается номер гака, соответствующий его грузоподъемности в тоннах; для какого механизма он предназначен (буква Р — ручной привод, буква М — механический) и ГОСТ. Гаки должны испытываться на нагрузку, превышающую его грузоподъемность на 25%, в течение 10 мин.
Приспособления, применяющиеся для обтягивания втугую каких-либо закрепленных снастей (стоячего такелажа, найтовов для крепления груза и т. п.) называются талрепами.

Наиболее простым является тросовый талреп (рис. 25), который основывается из растительного троса, проведенного несколько раз между двумя рымами или специальными коушами. Такие талрепы чаще применяются для крепления небольших грузовых мест, в стоячем такелаже шлюпок и т. п.

 



Наибольшее распространение в настоящее время получили механические, так называемые винтовые, талрепы. По своей конструкции талрепы могут быть открытого и закрытого типов (рис. 26). Винтовые талрепы представляют собой втулку, в которую ввинчивается один или два винта; в последнем случае эти винты имеют противоположные нарезки. Для прикрепления снастей и других деталей талрепы, точнее их винты, могут оканчиваться'ушками, гаками или вилками.

Каждый талреп должен иметь номер, соответствующий допускаемой на него нагрузке в тоннах. Винты должны свободно ввинчиваться и вывинчиваться во втулке. Резьба талрепа должна быть всегда хорошо смазана тавотом.