§ 14. БЛОКИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 14. БЛОКИ

Блоками называются приспособления, позволяющие изменять направление тяги тросов, а также изготовлять простейшие грузоподъемные механизмы — тали (полиспасты). Блок состоит из корпуса, одного или нескольких шкивов и оси, на которой шкивы вращаются, называемой нагелем (рис. 27).

В зависимости от материала, из которого изготовлен корпус, блоки бывают деревянные и металлические. Корпус деревянного блока состоит из наружных и внутренних щек и вкладышей, изготовляемых из дубовых или ясеневых досок. У металлических блоков корпус состоит из стальных щек, соединенных болтами, или же изготовляется в виде специальной обоймы. Как у металлических, так и у деревянных блоков шкивы изготовляются чаще всего из стали или чугуна. Только у небольших деревянных блоков шкивы бывают из бронзы или бакаута. В последнее время небольшие блоки изготавливаются из различных пластмасс,
По окружности шкива имеется желобок для троса, называемый кипом, в который укладывается трос.

Для присоединения к корпусу судна, рангоуту или такелажу блок имеет подвеску в виде скобы, ушка или гака. Подвеска прикрепляется к корпусу блока при помощи оковки, которая представляет собой металлическую полоску, проходящую снаружи корпуса (внешняя оковка) или изнутри (внутренняя оковка). При отсутствии оковки на корпусе блока закрепляется небольшой строп. Такие блоки называются остропленными.

Для правильного подбора блока для тех или иных целей необходимо учитывать материал троса, его размер и допускаемую нагрузку.

Для растительных тросов подбор блоков должен производиться по ГОСТ 8118—65, а для стальных — по ГОСТ 8341—63.

Одношкивные блоки, у которых одна из щек делается частично откидной, называются канифас-блоками (рис. 28). Они применяются в тех случаях, когда необходимо завести в блок трос его серединой, не пропуская его с конца. Канифас-блоки подбираются для растительных тросов по нормалям С-1-1552-53, а для стальных — С-1-630-55.

При отсутствии таблиц ГОСТов блоки подбирают с таким расчетом, чтобы диаметр их шкива был больше диаметра троса по крайней мере в 10 раз для растительных тросов и в 12— 18 раз для стальных (меньшее значение берется при нагрузке меньше 1 т, большее — свыше 1 г).

На судно должны приниматься только блоки, имеющие клеймо об испытании и товарный знак завода-изготовителя.
 

 

Рис. 28. Канифас-блок:
1 — корпус; 2 — нагель; 3 — шкив; 4 — оковка; 5 — подвеска; 6 — поверхностный стопор; 7 — откидная часть