Обшивка корпуса моторной лодки из дерева

  Главная       Морское дело      Моторная лодка с подвесным мотором (Емельянов Ю.) - 1953 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Обшивка корпуса моторной лодки из дерева

После окончательного укрепления и малковки набора приступают к обшивке корпуса мотолодки.

Листы фанеры предварительно причерчивают к набору. Для этого накладывают листы фанеры на набор, проводят карандашом линии, по которым затем обрезают листы так, чтобы обрезанные кромки легли на киль, на скуловой стрингер и т. д. При этом тщательно подгоняют стыки между листами. Для причерчивания фанеру притягивают к шпангоутам струбцинами или возможно малым числом шурупов размером
3 X 18 мм .

Стыки фанеры должны располагаться между шпангоутами. Во всех случаях желательно применение листов фанеры возможно, большего размера, с тем чтобы уменьшить количество стыков. Располагать стыки фанеры следует так, чтобы на днище и бортах они не были в одной и той же шпации.

После окончательной пригонки всех листов изготовляют из той же фанеры, из которой делают обшивку, стыковые планки шириной 100—120 мм (рис. 20,а). Подогнанные листы обшивки скрепляют при помощи этих f стыковых планок. Предварительно планки соединяют с листами фанеры шурупами

размером 2,5X9 мм так, чтобы образовались целые полотнища обшивки по всей длине мотолодки: два для днищевой обшивки и два для бортовой обшивки. Шурупы стыковых планок располагают в шахматном порядке, с шагом около

100 мм. Эти шурупы служат для соединения стыковых планок с листами обшивки, лишь до склейки стыков. После

склейки шурупы следует оставить в стыках обшивки, но обеспечить основное прочное соединение стыков они не могут, так как шурупы в фанере держатся неудовлетворительно. Поэтому для обшивки особенно важно качественное склеивание стыков.

Полотнища обшивки до установки еще раз проверяют на прилегание к набору и делают для стыковых планок в продольном наборе в стрингерах и в киле соответствующие вырезы. Рекомендуется до окончательной установки обшивки оставлять на ее полотнищах небольшой (5— 15 мм) припуск на скуле и по . борту.

После того как будет тщательно проверена правильность пригонки и сборки полотнищ обшивки, соединение отдельных полотнищ на шурупах разбирают и листы окончательно склеивают при помощи стыковых планок, а затем опять ввертывают шурупы в имеющиеся отверстия. При склейке обшивки должны полностью выдерживаться все указания о склейке, данные выше.

При наличии у строителей мотолодки достаточных навыков в столярно-шлюпочном деле рекомендуется вместо соединения листов обшивки на стыковых планках применять стыкование «на ус», показанное на рис. 20,6.

В этом случае в стыке устанавливают всего 2—3 шурупа, чтобы устранить возможность смещения листов фанеры при склеивании.

Длина соединения «на ус» составляет 10—12-кратную тишину склеиваемых деталей. Для описываемой мотолодки длина стыка 70—80 мм.

При подготовке кромок листов фанеры к склеиванию описываемым способом следует положить листы один на дрзягой, временно соединить их и обрабатывать их совместно (см. рис. 20,в).

 

 

 

 

Рис. 20. Стыкование обшивки: а — стыкование при помощи планки; б— стыкование «на ус»; в — подготовка листов обшивки к стыкованию «на ус» (часть кромок, подлежащая со-страгиванию, заштрихована)

 

 

 

 



При склеивании листов обшивки «на ус» необходимо особенно тщательно придерживаться установленной технологии склейки, внимательно контролируя достаточность и равномерность сжатия склеиваемых поверхностей.

После окончания склейки полотнищ их приклеивают к набору. Ввиду того что обеспечить плотное прижатие обшивки к набору при помощи груза или струбцин весьма трудно, сразу после того, как! обшивку положат на покрытый клеем набор, ее прижимают к набору шурупами размером 3X18 ммх с шагом около 80 мм. Эти шурупы остаются в конструкции мотолодки.

Первой устанавливается бортовая обшивка мотолодки, и. после обрезки припуска бортовой обшивки на скуле устанавливается днищевая обшивка.

Некоторые трудности может представить стыкование днищевой и бортовой обшивки на скуле между шпангоутом № 2 и форштевнем, так как почти по всей длине скулы торец бортовой фанерной обшивки борта закрыт внутренней поверхностью днищевой обшивки (рис. 21,а), тогда как у шпангоута № 1 на форштевне бортовая и днищевая обшивка стыкуются своими торцами (рис. 21,б). В месте перехода от одной формы стыкования к другой, получается почти неизбежная не-плавность с небольшой щелью. Бояться этого не следует, так

 

как водонепроницаемость этого места не нарушается, поскольку весь стык бортовой и днищевой обшивки на скуле закрыт изнутри скуловым стрингером. Получающаяся щель легко может быть заделана деревянным клинышком на клею.

В случае постройки варианта мотолодки с дощатой обшивкой, без применения клея, обшивочные доски лучше всего брать необрезные, со значительным запасом по ширине против необходимой для обшивки. Это связано с тем, что обшивочные доски при причерчивании для установки на место

лолучают значительную кривизну, в особенности в носовой части, называемую серповидностью.

 

 

Рис. 21. Стыкование обшивки на скуле: а — от транца до шпации между шпангоутами №2и1; б — между шпангоутом № 2 и форштевнем

 

 

 

Способ обшивки мотолодки досками заключается в следующем: расстояния между килем и скуловым стрингером и между скуловым стрингером и бортом делятся на каждом шпангоуте на одинаковое число равных участков, соответствующее количеству поясов обшивки. Так как вывести на форштевень все передние концы поясов днищевой обшивки очень трудно и ширина поясов на шпангоуте № 1 получается очень малой, при разметке поясов обшивки на шпангоуте № 2 пояс, примыкающий к скуловому стрингеру, размечают приблизительно вдвое меньшим по ширине, чем остальные пояса. Этот пояс будет закончен между шпангоутами № 2 и 1 на скуловом, стрингере (Пояса, заканчивающиеся не на фо-рштевне, называются «потеряй-ными».), поэтому на днищевой ветви шпангоута № 1 размечают на один пояс меньше, чем на остальных шпангоутах (рис. 22). В зависимости от ширины поясов возможен еще один потерянный пояс, заканчиваю-

щийся на скуловом стрингере, между шпангоутом № 1 и форштевнем. По сделанной разметке поясов обшивки врезают в шпангоуты нащельники, укрепляя их шурупами. Затем подготовленная, остроганная доска с небольшим припуском по толщине (около 1 мм) прижимается струбцинами к шпангоутам и постукиванием деревянным молотком по кромке доски возможно ближе придвигается к шпунту киля или скуловому стрингеру (рис. 23). При этом доска коснется шпунта на киле или на скуловом стрингере своей кромкой лишь в одном-двух местах. Затем берут циркуль, раскрывают его на величину наибольшего промежутка от линии шпунта до кромки

доски и, не изменяя величины раскрытия циркуля, прочерчивают на доске, по всей -ее длине, риску от линии шпунта, к которой доска должна быть подогнана. Далее доску снимают и обрезают по прочерченной риске. Вновь устанавливают доску на место, окончательно подгоняя ее к линии шпунта и отмечая на другой ее кромке линию отреза так, чтобы эта кромка доски точно проходила посредине установленного нащельника. Последующие доски подгоняют таким же образом

к ранее установленным поясам дощатой обшивки, как первая доска подгонялась к шпунту.

 

 

 

Рис. 22. Пояса обшивки в носовой части. Стрелкой показан потеряйный пояс

 

 

 

 

 

Рис. 23. Причерчивание пояса дощатой обшивки

 

 

 

 

 

Рис. 24. Предварительное крепление последнего пояса днищевой обшивки для причерчивания

 

 

 


Установку поясов обшивки начинают с днища. Первыми на днище ставят килевой и скуловой пояса. Последний устанавливаемый пояс не удается прижать струбцинами, так как все днище уже закрыто поясами» обшивки. Поэтому заготовку последнего пояса временно притягивают к шпангоутам гвоздями с «мухами» (рис. 24). Можно прижать пояс упорами в стену и потолок. Причерчивают этот пояс изнутри по нащельникам. «Мухи» раскалывают и временные гвозди вытаскивают клещами.

При установке поясов обшивки на-щельники следует промазывать густотертой масляной краской.

К шпангоутам и шпунтам на киле, скуловым стрингерам и форштевню обшивку прикрепляют шурупами.

С нащельниками пояса обшивки склепывают гвоздями. Подходят для этой цели простые строительные гвозди диаметром 2,8 X 30 мм с хорошими шляпками Гвозди для облегчения расклепывания рекомендуется отжечь, т. е. нагреть докрасна и медленно охладить. Клепка производится после снятия мотолодки со стапеля.

Для установки гвоздей просверливают в обшивке и нащельниках отверстия с зенковками (потай-ками) для головок гвоздей. Гвозди забивают снаружи обшивки так, чтобы внутри корпуса торчал конец гвоздя, длиной 8—12 мм. На выступающий кон^ц. гвоздя трубчатой оправкой насаживают шайбу размером около 10X10 мм с пробитым (прорванным) отверстием диаметром несколько менее диаметра гвоздя. Гвоздь при этом поддерживают снаружи достаточно массивной «поддержкой».

 

Конец гвоздя над шайбой откусывают кусачками, оставляя около 1 мм, и расклепывают легкими ударами молотка (рис. 25).

В случае затруднений с изготовлением шайб соединение поясов, обшивки с нащельниками может производиться гвоздями «на загиб».

По окончании установки фанерной днищевой обшивки обрезается припуск, оставленный на скуле, а полученная над килем грань стыка между днищевыми полотнищами обшивки правого и левого бортов сострагивается горизонтально от транца до шпангоута № 3 на ширину 50 мм. Далее ширина горизонтального участка уменьшается до плавного перехода в водорез форштевня. На полученный горизонтальный участок на клею накладывается фальшкиль, прикрепляемый к килю шурупами размером 4X40 мм. Продолжением фальшкиля на форштевне служит накладка водореза (см. рис. 13,з и е), изготовляемая из твердого дерева. Сечение накладки — треугольник со скругленной передней гранью. Размеры сечения определяются шириной поверхности форштевня, к которой приклеивается накладка.

Крепят накладку к форштевню шурупами 3X18 мм и 3 X 30 мм, с шагом 60—80 мм. С фальшкилем накладка склеивается «на ус». Перед установкой накладку форштевня рекомендуется распарить, изогнуть по шаблону форштевня и в изогнутом положении высушить.

 

 

 

 

Рис. 25. Клепка поясов обшивки с нащельником: а — на расклепку; б — на загиб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..