Вождение моторной лодки из дерева

  Главная       Морское дело      Моторная лодка с подвесным мотором (Емельянов Ю.) - 1953 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Вождение моторной лодки из дерева

Запуск мотора следует начинать с установки органов управления мотором: рукоятки, управляющей дроссельной заслонкой, и рукоятки опережения зажигания, в положение,, облегчающее запуск мотора. Наилучшее для запуска положение этих рукояток обычно рекомендуется заводскими инструкциями по обслуживанию тех или иных типов моторов, но лучше всего это положение найти самому водителю в результате опыта практического пользования мотором. Обычно запуск мотора производится при положении дроссельной заслонки на 1/4—1/3 полного открытия и при наименьшем опережении зажигания (При отсутствии заводской инструкции по управлению подвесным мотором и уходу за ним, а также для общего ознакомления с устройством подвесных лодочных моторов могут быть рекомендованы книги, указанные выше, в сноске на стр. 4.).

При отсутствии какого-либо специального полуавтоматического пускового устройства на моторе водитель, запуская мотор, должен намотать пусковой шнур на паз маховика и затем энергично дернуть за рукоятку шнура. Рывок должен быть таким, чтобы наибольшая сила и скорость рывка имели место в его конце. Если мотор имеет небольшую мощность (до 5—6 л. с.) и для его запуска требуется небольшое усилие, то запуск целесообразнее всего производить сидя, как показано на рис, 31,а. При установке на мотолодке мотора большей мощности запуск его в положении сидя не удается, так как в этом положении нельзя развить достаточное усилие для энергичного рывка. Поэтому водителю следует встать в кокпите мотолодки лицом к мотору, немного повернувшись вправо, расставив ноги на ширину плеч, и затем энергично дернуть за пусковой шнур (рис. 31,б).

При наличии специального пускового устройства, которое, например, имеют советские подвесные лодочные моторы ЦЛСИ-5, запуск производят сидя, резким вытягиванием соответствующей пусковой рукоятки, расположенной на переднем торце кожуха двигателя.

При запуске мотора, когда мотолодка стоит у причала, кто-либо из находящихся на мотолодке должен придерживаться за причал рукой и слегка оттолкнуться от него, когда мотор начнет работать. Если водитель находится в мотолодке один, целесообразно сперва немного отойти от причала, используя для этого весло (гребок), и затем начинать запуск мотора.

Перед каждым рывком пускового шнура водитель должен удостовериться, что перед мотолодкой нет препятствий, так как после начала работы мотора мотолодка сразу начнет двигаться.

 

 

 

Рис. 31. Запуск мотора: а — при моторе малой мощности; б — при моторе большой мощности; в — положение рук на пусковом шнуре

 

 

 

 

После того как мотор нормально заработает, водитель мотолодки, смотря по направлению ее хода, обеспечивает движение мотолодки по нужному курсу, поворачивая мотор за румпель.

Водителю необходимо отработать у себя такие навыки управления рукояткой опережения зажигания и рукояткой «газа» (дроссельной заслонкой), чтобы все внимание водителя было сосредоточено на обеспечении нужного курса мотолодки, а изменение режима работы мотора не требовало бы от водителя прекращения постоянного наблюдения за всем, что находится впереди по курсу движения мотолодки.

Маневрирование мотолодкой осуществляется: путем поворота подвесного мотора за румпель: при приближении румпеля к левому борту мотолодка делает поворот вправо, при приближении румпеля к правому борту — влево.

 При наличии рулевой машинки штуртрос наматывается на барабан рулевой машинки таким образом, чтобы поворот штурвала по часовой стрелке соответствовал повороту мотолодки вправо.

Большинство подвесных лодочных моторов допускает  поворот, по крайней мере, на 70—90° от среднего положения в ту или другую сторону, а во многих случаях обеспечивается и круговой поворот мотора на 360°.

Поскольку вместе с поворотом подводной части мотора изменяется также направление упора гребного винта (рис. 32,а, б и в), мотолодка приобретает весьма большую маневренность, относительно более высокую, чем у катеров со ^стационарными моторами и обычным устройством рулей.

 

 

 

Рис. 32. Повороты мотолодки и задний ход: а — нормальная циркуляция; б — поворот на месте, в — задний ход

 

 


Водитель путем практических упражнений на мотолодке сначала на малых скоростях, а затем на полном ходу должен научиться использовать высокую маневренность мотолодки с подвесными моторами, включая и способность мотолодки разворачиваться на месте при повороте мотора на угол около 90° (рис. 32,б).

 

 

 

В качестве упражнений для освоения управления мотолодкой могут быть рекомендованы:

а) Запуск мотора на ошвартованной мотолодке.

б) Изменение скорости мотолодки на свободной воде, на прямых курсах.

в) Изменение направления движения мотолодки на свободной воде, на последовательно увеличиваемой скорости. При этом должно быть обращено внимание на плавность поворотов при увеличении скорости более 10 км/час и на исключение резких поворотов на скорости более 20 км/час.

г) Маневрирование на свободной воде, при наименьших радиусах циркуляции, вплоть до разворотов мотолодки на месте и движения задним ходом (рис. 32,6 и в), если конструкция мотора допускает круговой поворот его. Это упражнение проводится лишь на небольших скоростях.

д) Маневрирование между тремя буями, расположенными на одной линии. Расстояние между буями должно быть 6—8 м. Упражнения состоят в проходе между буями так, чтобы 1 и 3-й оставить с левого борта, а 2-й — с правого борта и наоборот, а также описывание «восьмерок» вокруг двух буев (рис. 33). Упражнения проводятся на последовательно* увеличиваемой скорости.

е) Специальные упражнения по отходу от причала, при швартовке бортом, по подходу к причалу бортом, по выходу с хода на мягкий берег.

ж) Учебное плавание на мотолодке в реальных условиях эксплуатаций.

Практическому использованию мотолодки обязательно должно предшествовать освоение водителем управления мотолодкой и изучение устройства подвесного лодочного мотора.

 

 

 

 

 

Рис. 33. Схема упражнений при обучении управлению мотолодкой: а — буйки; б — курс мотолодки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..