Отступление о составных рифмах

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

 

Отступление о составных рифмах



СОСТАВНЫМИ, как показывает само название, являются рифмы, где одна (или несколько) частей представляют собой не одно слово, а составлены из двух или более слов.

Чаще всего, конечно, встречаются случаи, когда этот составной элемент рифмы представлен словом полнозначным, несущим на себе сильное ударение, и атонированным, ударения лишенным:

 

 

 

 

«Что же, что РОГА У НЕЙ, —

Кричал Жираф любовно, —

Нынче в нашей ФАУНЕ

Равны все пороговно!»
Папе АНТИЛОПЬЕМУ

Зачем такого сына:

Все равно — что в ЛОБ ЕМУ,

Что по лбу — все едино!

(В.Высоцкий)

 

 

 

 

 

В таких случаях составная рифма ничем не отличается от обычной (будь эта обычная точной, как здесь, или неточной). Но существует еще одна традиция составной риф-

мы, идущая, как и многое, от Маяковского: рифмы, где второе слово столь же полноударно, как и первое:

 

 

 



Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко РАЗЖАЛ УСТА,
и сразу запел вдохновенный простак —
ПОЖАЛУЙСТА!

 

 

 

И таких примеров у него — множество: «хоботом — гроба том», «услыхал стук — галстук», «в хвальбе рта — Альберта» и пр., и пр. По видимости эти рифмы тоже точные, так как в них совпадают все согласные после ударения, но это полное, отчетливо слышное ударение мешает ощущению точности, и рифма превращается во что-то вроде разноударной. Существование такого разряда составных рифм нужно иметь в виду, когда мы говорим о точности или неточности.
Но в общем точные и приблизительные рифмы не представляют особого интереса и сложности для исследователей, даже самых начинающих. Гораздо богаче и разнообразнее —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..