Если подумать, что может различаться в рифмующихся словах, то наиболее
простой ответ будет — всё. Но все звуки одновременно различаться не
могут, ибо тогда не будет главного — звукового повтора, переклички как
отдельных звуков, так и их сочетаний. Значит, неточность должна
непременно сочетаться с точностью других элементов, быть относительной,
а не абсолютной.
Наиболее распространенная категория в русской неточной рифме — рифма
АССОНАНСНАЯ, то есть та, в которой совпадают ударные гласные, но
различаются некоторые (в подавляющем большинстве случаев — не все)
заударные согласные. Напомним, что заударные гласные мы (после
разъяснений предыдущего раздела) в счет не принимаем.
Наиболее простой и богатый звуковыми возможностями способ создать
ассонансную рифму — попробовать поменять согласные местами: «малина —
манила», «запонок — закапанный» (первая пара общеупотребительна, вторая
— резко индивидуальная, пастернаковская). Рифма не обедняется, звучат
все составляющие ее согласные, но в то же самое время достигается
значительное разнообразие. По известному психологическому закону
наиболее сходные явления одновременно воспринимаются и как наиболее
различные, а ведь суть рифмы во многом как раз и состоит в одновременном
сходстве и различии составляющих ее звуков.
Второй способ — отсечь или выбросить один или несколько согласных
звуков, оставив столько, чтобы созвучие все же ощущалось: «небыль —
небо», «верст — мост», пастернаковская пара: «валандавшись — ландыши». В
первом случае отсекается конечный «л» мягкий (на письме — «ль»), во
втором — из группы в три согласных убирается первый и тем самым она
упрощается (для терминологических целей существенно, что уходит не
конечный звук, ибо тогда получилось бы отсечение), в третьем —
выбрасывается из середины «в» (в произношении, конечно, «ф») и
отсекается конечный мягкий «с». Естественно, что в живом течении стиха
рифмы могут следовать в обратном порядке, и тогда вместо отсечения или
выбрасывания мы получим добавление или пополнение согласных.
Третий способ создания ассонансной рифмы — смена согласных на одном и
том же месте стиха: «пепел — петел». Естественно, что могут быть какие
угодно вариации всех этих типов построения ассонансной рифмы, она может
превращаться то в почти точную, то в чрезвычайно неточную. Например
(образцы взяты из позднего, 1937 года, стихотворения О.Мандельштама
«Рим»), «пепельный—леп-леный» почти точная: здесь поменялось лишь место
мягкого «л» («ил'» — «л'и», где значком апострофа обозначается
мягкость), а «расплакавшись — поддакивать» неточна в высшей степени, так
как держится лишь на ударном гласном и первом послеударном согласном (и
там, и там — «ак», да и то во втором случае он смягчается, тогда как в
первом остается твердым, а дальше идет сплошное расподобление:
), хотя в обоих этих случаях перед нами вроде бы
одна и та же по типу ассонансная рифма.
Ассонансные рифмы в современной поэзии являются общеупотребительными, и
трудно найти поэта, даже самого традиционного, который ими не
пользовался бы, хотя в истории русской поэзии бывали целые большие
периоды, когда такая рифма была совершенно невозможна (так, мы уже
говорили, что пушкинское время ориентировалось исключительно на точную
рифму, не прибегая к ассонансам).
Другой способ создания неточной рифмы — прибегнуть к несовпадению
ударных гласных. Такие рифмы получили название КОНСОНАНСНЫХ (или, иначе
— ДИССОНАН-СНЫХ). Для того чтобы такая рифма держалась, не превращалась
в не-рифму или даже анти-рифму, важно, чтобы заударные согласные или
полностью совпадали, или были очень похожи друг на друга. И чем богаче
совпадения, тем слышнее разница столь сильного элемента, как ударный
гласный. Поскольку рифм такого рода в русской поэзии не так много, они
встречаются только у некоторых поэтов, представляясь большинству слишком
неточными, процитируем довольно большой фрагмент из стихотворения Б.
Окуджавы, где найдем очень богатые консонансные рифмы, использованные с
немалым мастерством:
Как нетрудно заметить, стремясь сделать рифму как
можно более богатой со звуковой стороны, поэт даже перешагивает границу
последнего ударного гласного, уходит в предударную часть стиха, в
традиционной рифме почти неважную (об исключениях скажем позднее, а
заодно и о том, что облегчило Окуджаве путь к осознанию предударной
части как важной для рифмы). Особенно существенна в этом смысле рифма
«залатай — золотой», где максимальное совпадение всех, в том числе и
гласных, безударных звуков делает особенно ощутимой разницу ударных.
Примеров таких рифм в русской поэзии не так уж мало, причем иногда они
осознаются как особенные, как, например, у З.Гиппиус в стихотворении
«Негласные рифмы»:
Хочешь знать, почему я весел?
Я опять среди милых чисел.
Как спокойно меж цифр и мер.
Строг и строен их вечный мир.
А могут они восприниматься и как подражательные.
Вл.Ходасевич, написав краткое стихотворение:
Сладко после дождя теплая пахнет ночь.
Быстро месяц бежит в прорезях белых туч.
Где-то в сырой траве часто кричит дергач.
Вот к лукавым губам губы впервые льнут.
Вот, коснувшись тебя, руки мои дрожат...
Минуло с той поры только шестнадцать лет,—
приписал к нему специальное пояснение,
предназначенное для своей жены: «В основу метра положено “Exegi
monumentum”. Диссонансы тоже взяты оттуда: “perennius
— innumerabilis”», ссылаясь тем самым на знаменитую оду Горация
«Памятник», где, конечно, никаких специальных диссонансов не было, но
звучание случайно попавшегося созвучия привлекло изощренный поэтический
слух Ходасевича.