В части, посвященной ритмике, мы специально, чтобы не усложнять текст,
не говорили о том, что ритм стиха, конечно же, зависит не только от
расположения в нем ударений, но и от того, сколько безударных слогов
находится в стихе после последнего ударного. А между тем для звучания,
интонации стихотворения важно и то, чем заканчивается каждый стих. Вряд
ли случайно некоторые стиховеды говорят о том, что для подлинного
изучения механизма стиха необходимо учитывать не только размер, но и
окончание (КЛАУЗУЛУ). Как представляется нам, ритмическая инерция все же
оказывается гораздо сильнее, чем вариации ритма с помощью клаузул, но и
разницу они вносят достаточно существенную.
Обычными для русского стиха являются три типа окончаний, получившие
соответствующие названия: если последнее ударение падает на последний
слог стиха, то такое окончание называется МУЖСКИМ. Ударение на
предпоследнем слоге образует окончание ЖЕНСКОЕ. Если же ударение падает
на третий с конца слог, оно именуется ДАКТИЛИЧЕСКИМ. Гораздо реже
встречаются окончания ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКИЕ, когда ударение падает на
четвертый, пятый и далее слог с конца. В узком смысле слова
гипердактилическим называют окончание, в котором за последним ударением
следует еще три слога. С окончаниями такого типа примеры стихов —
особенно в XX веке — еще можно найти, более же «длинные» практически не
встречаются, относясь к категории раритетов, а то и просто уникальных
примеров. Объяснение здесь найти легко: при всей свободе расположения
ударений в русских словах, не так уж много таких, где за ударением
следовало бы еще более трех слогов.