«ДЛИНА» РИФМЫ

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ

«ДЛИНА» РИФМЫ


Первый, самый бросающийся в глаза признак рифмы,

— ее ритмическая роль.

В части, посвященной ритмике, мы специально, чтобы не усложнять текст, не говорили о том, что ритм стиха, конечно же, зависит не только от расположения в нем ударений, но и от того, сколько безударных слогов находится в стихе после последнего ударного. А между тем для звучания, интонации стихотворения важно и то, чем заканчивается каждый стих. Вряд ли случайно некоторые стиховеды говорят о том, что для подлинного изучения механизма стиха необходимо учитывать не только размер, но и окончание (КЛАУЗУЛУ). Как представляется нам, ритмическая инерция все же оказывается гораздо сильнее, чем вариации ритма с помощью клаузул, но и разницу они вносят достаточно существенную.

Обычными для русского стиха являются три типа окончаний, получившие соответствующие названия: если последнее ударение падает на последний слог стиха, то такое окончание называется МУЖСКИМ. Ударение на предпоследнем слоге образует окончание ЖЕНСКОЕ. Если же ударение падает на третий с конца слог, оно именуется ДАКТИЛИЧЕСКИМ. Гораздо реже встречаются окончания ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКИЕ, когда ударение падает на четвертый, пятый и далее слог с конца. В узком смысле слова гипердактилическим называют окончание, в котором за последним ударением следует еще три слога. С окончаниями такого типа примеры стихов — особенно в XX веке — еще можно найти, более же «длинные» практически не встречаются, относясь к категории раритетов, а то и просто уникальных примеров. Объяснение здесь найти легко: при всей свободе расположения ударений в русских словах, не так уж много таких, где за ударением следовало бы еще более трех слогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..