Слоги, предшествующие первому ритмическому ударению, называются
анакрузой. Так, в ямбе анакруза односложна, равно как и в амфибрахии, в
анапесте – двусложна. Хорей и дактиль анакрузы не имеют.*
________________
* Впрочем, есть основание считать в хорее и дактиле всю первую стопу
анакрузой, т.е. считать в хорее анакрузу двусложную, в дактиле –
трехсложную. Об этом подробнее см. в моей книге «Русское стихосложение».
Отмеченное выше смешение в акцентных стихах анапестов и амфибрахиев
представляет собою смешение анакруз. В двусложных размерах смешение
анакруз не допускается (встречается в частушках, в английской поэзии).
Классический равносложный стих, введенный Ломоносовым и укрепленный
традицией пушкинской эпохи, являлся господствующим до эпохи символизма
(девяностые, девятисотые годы), когда обнаружилась тенденция к
обновлению стихосложения. Тем не менее до сих пор в общей массе
стихотворства, пожалуй, все же равносложные размеры представляют собой
подавляющее большинство стихов.
Перейдем к обозрению частных форм равносложных стихов, определившихся в
русской практике XVIII и XIX вв.