Рифмой называется созвучие (совпадение звуков) концов стихов, начиная с
первого ударного гласного*. Рифмы делятся на:
а) Мужские, если ударение стоит на последнем слоге. Примеры: «час–раз»,
«светла–мгла», «избирал–идеал».
____________________
* Ср., что писал Б. Томашевский в более поздней работе «К истории
русской рифмы»: «Под рифмой обычно понимают концевые созвучия стихов. В
этом определении – два признака: 1) концевое положение созвучных слов и
2) звуковые условия «созвучия» (Стих и язык, с. 70). См. более
развернутое определение рифмы у В. Жирмунского: «Рифмой мы называем
звуковой повтор в конце соответствующих ритмических групп (стиха,
полустишия, периода), играющий организующую роль в строфической
композиции стихотворения <...> Как звуковой повтор рифма есть факт
инструментовки стиха, но она становится также фактом метрическим в узком
смысле слова благодаря своей композиционной функции» (Рифма, ее история
и теория//Жирмунский В.М. Теория стиха. С. 246).
Мужская рифма, оканчивающаяся на гласную, требует совпадения согласного
звука, предшествующего гласному (опорный согласный), например:
«светла–мгла», «дня–меня», «жди–впереди». Слова «рука–моя»,
«светла–изба» не рифмуют, так как в них не совпадают опорные согласные.
б) Женские, если ударение падает на предпоследний слог: «время–племя»,
«стихия–голубые», «нежный–мятежный» и т.п.
в) Дактилические, если ударение падает на третий от конца слог:
«накопится–торопится», «битвою–молитвою» и т.п.
г) Гипердактилические, если ударение стоит на 4-м, 5-м и т.д. слогах:
«падающий–радующий», «притягиваются–притрагиваются» и т.п.
Рифма создает соответствие между стихами. Несколько стихов, связанных
рифмами, образуют строфу. Характер строфы обыкновенно выражается
формулой, составляющейся следующим образом: стихи, рифмующие между
собой, обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Буквы
выписываются в порядке следования стихов. Например:
В тот же день царица злая,.......................... А
Доброй вести ожидая, ..................................А
Втайне зеркальце взяла................................ b
И вопрос свой задала: .................................. b
Я ль, скажи мне, всех милее, ......................С
Всех румяней и белее? .................................С
Формула будет ААbbСС. Такая рифмовка, когда стихи рифмуют смежными
парами, именуется смежной.
Взгляни, мой друг: по небу голубому, ........А
Как легкий дым, несутся облака:................ b
Так грусть пройдет по сердцу молодому, ...А
Его как сон касаяся слегка .......................... b
Формула АbАb. Такая рифмовка (четные стихи рифмуют между собою, нечетные
– между собою) называется перекрестной.
Чрез много лет, в час тихого молчанья, .....А
Я книги той переверну листы: .................... b
Засохший мне тогда предстанешь ты; ........ b
Но оживешь в моем воспоминанье ............А
Формула АbbА. Такая рифма называется охватной.
Как в предыдущих формулах, так и в дальнейших, большие буквы
употребляются для женской рифмы, малые – для мужской.
Строфы образуются путем закономерного соединения стихов, рифмующих между
собою, а в некоторых случаях путем упорядоченного чередования неравных
между собою стихов.
При соединении рифмующих стихов в русском языке руководствуются
правилами чередования (сочетания), проникшими к нам из Франции при
посредстве Германии (введены Ломоносовым на смену обязательности одних
женских рифм, господствовавшей до него).
В согласии с этим правилом в русских стихотворениях употреблялись
преимущественно рифмы двух родов окончания – мужские и женские:
У лукоморья дуб зеленый, ........................... (ж.)
Златая цепь на дубе том,.............................. (м.)
И днем и ночью кот ученый........................ (ж.)
Всё ходит по цепи кругом .......................... (м.)
На сочетании женских и мужских стихов построено подавляющее большинство
русских стихотворений. Впрочем, столь же традиционно смешение
дактилических и мужских рифм, например:
По вечерам над ресторанами........................ (д.)
Горячий воздух дик и глух,.......................... (м.)
И правит окриками пьяными...................... (д.)
Весенний и тлетворный дух... .................... (м.)
(А. Б л о к.)
Чрезвычайно редки случаи смешения трех родов рифм, например:
Слезы людские, о, слезы людские, ............. (ж.)
Льетесь вы ранней и поздней порой, –..... (м.)
Льетесь безвестные, льетесь незримые,...... (д.)
Неистощимые, неисчислимые, ................... (д.)
Льетесь, как льются струи дождевые .......... (ж.)
В осень глухую, порою ночной. .................. (м.)
(Тютчев.)
Иногда писались стихи на один род окончания. Например:
1) только мужские:
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет...
(Л. М е й.)
2) только женские:
Тихой ночью, поздним летом
Как на небе звезды рдеют!
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
(Тютчев.)
3) только дактилические:
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М. Лермонтов.)
Наиболее короткие строфические объединения стихов – это двустишия
AAbbCCdd... (смежная или парная рифмовка). Подобная рифмовка характерна
для шестистопного ямба, для четырехстопного хорея в сказках и др.
Примеры приведем дальше.
Наиболее распространены разные виды четверостишия. Кроме
вышеперечисленных, следует упомянуть четверостишие, в котором рифмуются
только четные стихи, а первый и третий не рифмуют между собой (холостые
стихи, т.е. не имеющие рифмовой пары), например:
Над озером тихим и сонным,
Прозрачен, игрив и певуч,
Сливается с камней на камни
Холодный железистый ключ.
(К. С л у ч е в с к и и.)
Употребительны также шестистишия формы ААbССb, например:
Прости! Покорен воле рока,
Без глупых жалоб и упрека
Я говорю тебе: прости!
К чему упрек? – Я верю твердо,
Что в нас равно страданье гордо,
Что нам одним путем итти.
(А. Г р и г о р ь е в.)
Из иных форм относительно часто встречаются пятистишия рифмовки АbААb,
например:
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти:
Еще овраги полны снега;
Еще зарей гремит телега
На запорошенном пути...
(Ф е т.)
Обычно строфа оканчивается мужским стихом (как во всех приведенных
примерах).