Наибольшим распространением в русской поэзии пользуются ямбические
стихи*. Среди ямбических стихов – четырехстопный ямб.
____________________
* См. современные данные о частоте встречаемости разных размеров в
русской поэзии с учетом истории стиха в: Гаспаров М.Л. Очерки истории
русского стиха.
В середине XVIII в. четырехстопный ямб употреблялся главным образом в
оде (оды Ломоносова, Сумарокова, Державина).
Оды писались по строфической системе, чаще всего десятистишиями с
рифмовкой AbAbCCdEEd. Так написано большинство ломоносовских од и
подавляющее количество од позднейших поэтов. В XIX в. строфа эта
встречается значительно реже. Пушкин использовал ее в подражаниях
Корану:
О, жены чистые пророка!
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой тенью тишины
Живете скромно; вам пристало
Безбрачной девы покрывало;
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых –
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица.
В данном примере мы видим свободное обращение со строфой. В строгом
стиле XVIII в. строфа синтаксически делилась по формуле 4+3+3 (т.е.
главные остановки были после 4-го и 7-го стиха).
Ломоносов разнообразил строфу, переставляя шестистишие и четверостишие,
варьируя рифмы шестистиший, т.е. употребляя периоды с рифмовкой
AbAbCCdEdE, AbAbCCddEE, AAbCCbDeDe и т.п. Одной из разновидностей
десятистишия (aBaBccDeDe) воспользовался Пушкин в «Бородинской
годовщине»:
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «шли же племена,
«Бедой России угрожая;
«Не вся ль Европа тут была?
«А чья звезда ее вела!..
«Но стали ж мы пятою твердой
«И грудью приняли напор
«Племен послушных воле гордой,
«И равен был неравный спор».
Встречались и другие формы одической строфы. К концу XVIII в. и особенно
в начале XIX в. четырехстопный ямб стал применяться в иных жанрах,
главным образом в элегии. В этих стихотворениях пользовались короткими
строфами, главным образом четверостишиями. В качестве комического стиха
он употреблялся в сатирических и пародических поэмах («Энеида» Осипова,
«Бахариана» Хераскова).
В эпоху Жуковского и Батюшкова (до 20-х годов XIX в.) размер этот с
вольной рифмовкой стал применяться в посланиях и анакреонтических
поэмах. Завершением этой свободной строфической формы четырехстопного
ямба являются «Руслан и Людмила» и дальнейшие поэмы Пушкина и его
современников.
Второе место по употребительности занимает шестистопный ямб. Ломоносов
употреблял его в качестве эпического и драматического стиха. В этих
жанрах употреблялся цезурованный (силлабическая цезура после шестого
слога) шестистопный ямб парной рифмовки (александрийский стих). Ср.
пушкинское послание цензору:
Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой!
Сегодня рассуждать задумал я с тобой.
Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной,
Цензуру поносить хулой неосторожной:
Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
У нас писатели, я знаю, каковы...
На протяжении всего XVIII в. и до 20-х годов XIX в. александрийский стих
исключительно употреблялся в поэмах и трагедиях («Россиада» Хераскова,
комические поэмы В. Майкова, «Опасный сосед» В. Пушкина, дидактические
поэмы Воейкова, трагедии Сумарокова, Княжнина, Озерова и др.). В 20-х
годах началось гонение на александрийский стих. В поэмах его заменил
четырехстопный ямб, в драме – пятистопный.
Александрийский стих – шестистопный ямб – стал применяться главным
образом в мелких лирических жанрах; допускалась свободная рифмовка (ср.
«Анджело» Пушкина) или каноническая строфа (Пушкин писал александрийским
стихом октавы и сонеты), но преобладала и парная рифмовка в мелких
жанрах. Стих этот усиленно применялся в антологических стихотворениях,
имитировавших античную лирику, например, у Майкова:
Он рано уж умел перебирать искусно
Свирели скважины; то весело, то грустно
Звучала трель его; он пел про плеск ручья,
Помоной щедрою убранные поля,
Про ласки юных дев и сумрачные гроты
И возраста любви тревожные заботы.
Вот другое стихотворение Майкова, где применена вольная рифмовка:
Не вам, о юные наперсники любви,
Не вам я укажу души моей царицу:
Смутят сны праха, взор и помыслы твои
Селений ангельских младую голубицу.
Взгляните на нее, вы, духи гор, лесов,
Вы, нимфы легкие дубравы тихогласной, –
Но чур! не повторять названия прекрасной
Ни хитрому ловцу, ни пастырю дубров,
Ни этой ветреной жилице гротов темных,
Изменнице всех слов и скромных и нескромных.
Бесцезурный шестистопный ямб применялся чрезвычайно редко. Вот стихи
Блока, где шестистопный бесцезурный ямб смешан с семистопным.
Вчера высокий, статный, белый, подходил к окну,
И ты зажгла лицо, мечтой распалена.
Один, я жду, я жду, я жду, – тебя, тебя.
У черных стен – твой профиль, стан и смех.
И я живу, живу, живу – сомненьем о тебе,
Приди, приди, приди – душа истомлена.
Горящий факел к снегу, к небу вознесла
Моя душа, – тобой, тобой распалена.
Я трижды звал, – и трижды подходил к окну
Высокий, статный, белый – и смеялся мне.
Один – я жду, я жду – тебя, тебя – одну.
Большим распространением в XIX в. пользовался пятистопный ямб. В XVIII
в. он применялся исключительно редко (у Княжнина «Послание трем
грациям», Карабанов «Чувствования бран-ноносного 1795 года», несколько
мадригалов и надписей у разных поэтов). В начале XIX в. его применяли
Жуковский, Крылов и др.
До 20-х годов применялся преимущественно цезурованный пятистопный ямб с
силлабической цезурой после 4-го слога (соответствующей цезуре
французского декасиллаба), например:
Встречаюсь я с осьмнадцатой весной;
В последний раз, быть может, я с тобой,
Задумчиво внимая шум дубравный,
Над озером иду рука с рукой.
Где вы, лета беспечности недавней...
(А. П у ш к и н.)
Цезурованным стихом писали Пушкин до 1830 г., Катенин, Баратынский,
Языков и др.
Под влиянием германской и английской поэзии в русскую поэзию проник
бесцезурный пятистопный ямб. Нерифмованным белым пятистопным ямбом
писались трагедии («Борис Годунов» с цезурой, остальные трагедии Пушкина
без цезуры, трагедии Кукольника, хроники Островского и А. Толстого и
пр.).
К Коринфянам послание, я вижу,
Не долго шло. Явились вы на зов
И так же терпеливо ждете снова,
Как десять лет назад, когда корабль
Впервые стал на якорь в этих водах.
(И. Аксенов. «Коринфяне».)
Применялся пятистопный ямб в передаче итальянских строфических форм:
октавы – строфа из 8 стихов рифмовки АbАbАbСС (Шевырев, Пушкин и раньше
их Жуковский), терцины – бесконечная цепь стихов, рифмуемых по формуле:
аВа, ВсВ, cDc, DcD и т.д.: каждый средний стих трехстишия рифмует с
крайними стихами следующего трехстишия (Катенин, Пушкин и др.), и пр.
Сюда относится и сонет – форма из 14 стихов, причем первые 8 стихов
имеют две рифмы, т.е. стихи в них рифмуют между собой по четыре.
Например:
СФИНКСЫ НАД НЕВОЙ
Волшба ли ночи белой приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратных Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немеркнущий разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?
Так в час, когда томят нас две зари
И шепчутся, лучами дея чары,
И в небесах меняют янтари, –
Как два серпа, подъемля две тиары,
Друг другу в очи – девы иль цари –
Глядите вы, улыбчивы и яры.
(Вячеслав Иванов.)
Комическая поэзия в октавах пользовалась преимущественно пятистопным
ямбом («Домик в Коломне» Пушкина, «Сон статского советника Попова» А.
Толстого). Например:
Начну слегка на пушкинский манер:
Наскучила мне нестерпимо проза.
И отчего в дни наши, например,
Не написать хоть просто для курьёза
Роман стихами? Выберем размер
Прельстительный «Orlando Furioso»
И «Дон Жуана» и пойдем сейчас
Октавы набирать, благословясь.
Вы думаете, может быть, спасую
Я перед рифмами? Да я могу
Не только что роман – «передовую»
Стихами сочинить, ей-ей – не лгу!
Угодно доказательства? Любую
Давайте тему: я не убегу,
Я не почувствую ни страха, ни смущенья
И обработаю ее в одно мгновенье...
(В. Монументов, псевдоним Буренина в 60-х годах.)
Впрочем, строгие строфические формы иногда пользовались и шестистопным
ямбом (см. у Пушкина терцины «И дале мы пошли...», октавы «Октябрь уж
наступил...», сонет «Поэт, не дорожи...»).
В начале XIX в. в шутливых посланиях и анакреонтических стихотворениях
употреблялся трехстопный ямб. Например:
Подруга думы праздной,
Чернильница моя.
Мой век однообразный
Тобой украсил я.
(А. П у ш к и н.)
Более короткие размеры – двухстопный ямб – встречались реже. Например:
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А. П у ш к и н.)
Сочетались ямбические стихи с разным числом стоп самым разнообразным
способом. Типичны строфические построения, где правильно чередуются
стихи с разным числом стоп. Так, распространены четверостишия 6+4+6+6
(французские «Ямбы» Жильбера, А. Щенье и О. Барбье), например:
На холмах Грузии лежит ночная мгла.
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко, печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
(А. П у ш к и н.)
Сравнительно часто встречаются строфы 4+3+4+3. Например:
Барашков буря шлет своих,
Барашков белых в море,
Рядами ветер гонит их
И хлещет на просторе.
Малютка, хоть твоя б одна
Ладья спастись успела,
Пока всей хляби глубина,
Чернея, не вскипела!
(Ф е т.)
На сочетаниях четверостишия 4+3+4+3 с четверостишием 4+4+3+3 построена
восьмистишная строфа «Жениха» Пушкина:
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
Строфа эта заимствована у Бюргера, который написал ею свою известную
балладу «Lenore»:
Lenore fuhr urns Morgenrot
Empor aus schweren Träumen:
«Bist untreu, Wilhelm, oder tot?
Wie lange willst du säumen?» –
Er war mit König Friedrichs Macht
Gezogen in die Prager Schlacht,
Und hatte nicht geschrieben,
Ob er gesund geblieben.
При сочетаниях разностопных стихов обычно более длинные имеют мужское
окончание, а более короткие – женское (правило, далеко не обязательное).
Короткие стихи обычно замыкают строфу, длинные – открывают ее. Впрочем,
и здесь возможны исключения, например, строфа, составленная из стихов
5+6+5+6:
Ночь Аль-Кадра... Сошлись, слились вершины,
И выше к небесам воздвиглись их чалмы.
Пел муэззин... Еще алеют льдины,
Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы.
(И. Б у н и н.)
Ср. стихотворение Лермонтова «Ребенка милого рожденье», написанное по
формуле 4+5+4+5.
Кроме таких строфических форм, следует отметить вольное сочетание
разностопных ямбов. Сочетание цезурных пяти- и шестистопных стихов не
производит впечатления резкой разномерности стихов и поэтому встречается
в нормальной лирической композиции (например, «Когда волнуется желтеющая
нива»).
При сочетании в вольном порядке трех и более ямбических размеров мы
получаем вольные стихи басен, комедий и элегий. Примеры:
басни:
Какой-то птицелов
Весною наловил по рощам соловьев.
Певцы рассажены по клеткам и запели,
Хоть лучше б по лесам гулять они хотели:
Когда сидишь в тюрьме, до песен ли уж тут?
Но делать нечего: поют
Кто с горя, кто со скуки.
Из них один бедняжка соловей
Терпел всех боле муки:
Он разлучен с подружкой был своей,
Ему тошнее всех в неволе.
Сквозь слез из клетки он посматривает в поле,
Тоскуя день и ночь.
Однакож думает: «Злу грустью не помочь»...
(И. Крылов.)
комедии:
Ну, что ваш батюшка? все Английского клоба
Старинный верный член до гроба?
Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?
А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как туг,
В столовых и гостиных.
А трое из бульварных лиц,
Которые с полвека молодятся?
Родных мильон у них, и с помощью сестриц
Со всей Европой породнятся.
(А. Г р и б о е д о в.)
И в том и в другом роде вольных стихов преобладающими размерами являются
шестистопный и четырехстопный.
После ямба наиболее распространен хорей. Многие русские народные песни
при литературной скандовке их текстов дают хореическую схему. Этим
объясняется то, что к хорею часто обращаются при разработке фольклорных
мотивов.
Наиболее распространенной формой хорея является четырехстопный хорей.
Размер этот употреблялся в самый ранний период поэтического
стихосложения. Под влиянием пропаганды хорея Тредиаковским первая ода
Ломоносова, несколько од Сумарокова написаны были четырехстопным хореем.
К размеру этому применялась обычная для одической строфы рифмовка. Вот
пример оды Сумарокова этого размера:
Умножаются доходы,
Торги начали цвести,
Тщатся разных стран народы
Разны вещи к нам нести.
Земледелец не ленится
Рукомесленник трудится,
Богатеет мещанин,
Больше дворянин не тужит,
Что отечеству он служит:
Он его дражайший сын.
Вытесненный ямбом хорей применялся главным образом в низших жанрах – в
песенках, сказочках и т.п. Этому способствовала и литературная традиция,
связывавшая этот размер с фольклором, Например:
Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день и ночь:
Миленький его дружочек
Отлетел далеко прочь.
(Дмитриев.)
В смежной рифмовке четырехстопный хорей употреблялся Жуковским и
Пушкиным в сказке. Например:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица»,
Говорит одна девица,
«То сама на весь бы мир
«Приготовила я пир».
Из сочетаний четырех- и трехстопного хорея Жуковским составлена
«балладная» строфа «Светланы», вызывавшая подражания (14 строк рифмовки
aBaBcDcDeeFggF):
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи, под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Белым четырехстопным хореем пользовались как подражанием испанскому
романсному стиху (восьмисложный стих женского окончания). Вот стих
оригинала:
i Abenámar, Abenámar
moro de la moreriа
el dia que tu naciste
grandes seʼnales habia!
Estaba la mar en calma
la luna estaba crecida:
moro que en tal signo nace,
no debe decir mentira. –
Имитация этого размера (сквозь германские подражания) имела следующий
вид:
На Испанию родную
Призвал Мавра Юлиан:
Граф за личную обиду
Мстить решился королю.
Дочь его Родриг похитил,
Обесчестил древний род;
Вот за что отчизну предал
Раздраженный Юлиан.
(А. П у ш к и н.)
Менее четырехстопного хорея распространен пятистопный, который
представлен в двух формах:
1) Имитация сербского десятисложного стиха. Сербский стих представляет
собой силлабический (восходящий к песенному хореическому) стих с цезурой
после четвертого слога. Вот пример такого стиха:
Кад то вид'ла млада Павловица,
Завидила своjoj заовици,
Па дозива льубу Радулову:
«Jêтрвице, по богу сестрица!
«Не знат кака бильа од омразе?
«Да омразим брата и сестрицу».
Ал говори льуба Радулова:
«Oj бога мне, мaja jeтрвице.
«Ja не знадем бильа од омразе,
«А и да знам, не би ти казала...»*
____________________________
*
При счете слогов не следует забывать, что в сербском языке имеется «р»
слоговое, например, слово «jетрвице» имеет 4
слога: je-тр-ви-це. Перед гласным «р» не имеет слогового значения.
В русском языке стиху этому подражали пятистопным
хореем женского окончания без рифм. Например:
Идут письма из земли Московской
Через грады многие и земли,
Идут, идут и в Стамбул приходят;
И везут их в золотых каретах
К самому турецкому султану...
(А. М а й к о в.)
2) Главным образом под немецким влиянием у нас довольно часто
употребляется лирический пятистопный хорей с рифмой, например:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
(М. Лермонтов.)
Жар свалил. Повеяла прохлада.
Длинный день покончил ряд забот:
По дворам давно загнали стадо,
И косцы вернулися с работ.
(И. Аксаков.)
Популярности этого размера много способствовало стихотворение Лермонтова
«Выхожу один я на дорогу».
Хорей – размер весьма гибкий и применяется во всех формах в лирике.
Например – шестистопный хорей с цезурой после 6-го слога:
Лебедь белогрудый, лебедь белокрылый,
Как же нелюдимо ты, отшельник хилый,
Здесь сидишь на лоне вод уединенных; –
Спутников давнишних, прежней современных
Жизни, переживши, сетуя глубоко,
Их ты поминаешь думой одинокой...
(Жуковский.)
В эпоху символизма к хорею часто прибегали в длинных (например
семистопных) размерах. Например:
Улица была – как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый Рок.
Мчались омнибусы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.
Вывески, вертясь, сверкали переменным оком,
С неба, с страшной высоты тридцатых этажей;
В гордый гимн сливались с рокотом колес и скоком
Выкрики газетчиков и щелканье бичей.
(В. Брюсов. «Конь бледный».)
Вообще, к хорею очень часто обращалась романсная поэзия XIX в. (Фет, Ал.
Толстой, Полонский, Плещеев, Фофанов и др.), подготовившая метр
символизма.