РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

§ 36.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ



Рулевое- управление (рис. 74) служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес при неподвижной оси. В него входят рулевой механизм и рулевой привод.

Рулевой механизм предназначен для передачи усилия от рулевого колеса к сошке рулевого привода. Он состоит из рулевого колеса 1, рулевой колонки 2 с установленным в ней валом 3, передачи рулевого механизма 4 (рулевой передачи) и сошки 5.

Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к передним колесам. К нему относятся: продольная рулевая тяга 6, поворотные цапфы 8 и 11 с рычагами 7 и 9 и поперечная тяга 12.

От рулевого колеса 1 усилие через рулевой вал и рулевую передачу передается на сошку 5. Нижний конец сошки при своем перемещении воздействует на тягу 6, вследствие чего поворачивается левая поворотная цапфа вместе с левым передним колесом. Одновременно усилие от левой цапфы через рычаги 7 и поперечную тягу 12 передается на правую поворотную цапфу, от чего происходит поворот правого колеса.

 

 

 

Балка 10 передней оси, рычаги 7, соединенные с поворотными цапфами, и поперечная тяга 12 образуют рулевую трапецию. На резьбовых концах поперечной тяги установлены закрепленные стяжными болтами наконечники с резьбой. Правый наконечник имеет правую резьбу, а левый — левую. Вращением поперечной тяги можно изменять расстояние между рычагами 7, регулируя угол схождения колес.

На автомобилях ЗИЛ-130 и МАЗ-500 рулевая передача выполнена с двумя рабочими парами: винт с гайкой и рейка с сектором. Такое устройство повышает передаточное число рулевого механизма, не допуская в нем возникновения больших удельных давлений.

 

 

 

 

Рис. 74. Рулевое управление:
1 — рулевое колесо, 2 — колонка, 3 — вал, 4— рулевой механизм, 5 — сошка, 6 и 12 — тяга, 7 и 9 — рычаги, 8 и 11 — цапфы, 10 — балка

 

 

 

 

В рулевое управление автомобилей ЗИЛ-130 и МАЗ-500 введены гидроусилители. На автомобиле ЗИЛ-130 гидроусилитель встроен в рулевой механизм, а на МАЗ-500 выполнен отдельно.

Рулевая передача рулевого механизма МАЗ-500 показана на рис. 75. Рулевой вал 11, установленный в подшипниках 8, имеет винт, по которому передвигается гайка 10. На наружной поверхности гайки нарезана рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором 9. Для более легкого перемещения гайки в ней и в винте устроены сопряженные спиральные канавки, заполненные шариками, которые могут перемещаться по двум замкнутым контурам. Вал 1 сектора рулевого механизма установлен на трех игольчатых подшипниках. Зацепление сектора с рейкой регулируют винтом 4 за счет осевого перемещения сектора. В среднем положении осевой зазор в зацеплении винт — сектор не должен превышать 0,3 мм Затяжку конических подшипников 8 рулевого вала
 

регулируют изменением числа прокладок 7 под нижней крышкой 6 картера рулевого механизма.

На автомобиле ЗИЛ-130 гидроусилитель встроен в рулевой механизм (рис. 76). Картер 3 рулевого механизма является одновременно цилиндром гидроусилителя. В цилиндре перемещается поршень-рейка 4, в который входит гайка 7, получающая осевое перемещение при поворачивании винта 6. Винт установлен на валу 10. К картеру 3 прикреплен корпус 9 клапана управления, в котором расположен золотник 8, перемещающийся при повороте вала 10.

При движении автомобиля по прямой, когда рулевое управление находится в нейтральном положении, обе полости цилиндра справа и слева от поршня-рейки соединены с насосом 14 (рис. 76, б) и его бачком 13. Под действием насоса жидкость циркулирует, проходя обе полости. При повороте рулевого колеса вправо соответственно перемещается золотник 8, отключая правую полость цилиндра от бачка 13. При этом увеличивается проходное сечение, соединяющее

полость с обратной магистралью, по которой жидкость отводится в бачок. Поступившая в правую полость жидкость оказывает давление на поршень-рейку 4, под действием которого поворачива-ется зубчатый сектор рулевого механизма, а следовательно, передние колеса автомобиля поворачиваются вправо.

 

 

 

 

Рис. 75

 

 

 

 

 

 

Рис. 76. Рулевой механизм ЗИЛ-130:
а — устройство, б — схема работы гидроусилителя;
1 — крышка, 2 — сектор, 3 — картер, 4 — поршень-рейка, 5 — уплотнение, 6 — винт, 7 — гайка, 8 — золотник, 9 — корпус, 10 — вал, 11 — Пружина, 12 — плунжер, 13 — бачок, 14 —насос, 15 — клапан, 16 — пружина

 

 

 



При повороте рулевого колеса влево давление создается в левой полости, а в правой снижается противодавление. В этом случае гидроусилитель помогает поворачивать колеса влево.

Действие гидроусилителя сказывается лишь тогда, когда сопротивление колес повороту создает на гайке 7 рулевого механизма реактивное усилие, превышающее силу предварительного сжатия пружины 16 и давления масла на плунжеры 12, стремящиеся удержать винт рулевого механизма в среднем положении. При неработающем двигателе и отсутствии подачи жидкости насосом рулевой механизм требует затрат больших усилий для поворота колес.

Давление жидкости в системе, равное 65—70 кГ/см2, создается лопастным насосом, привод которого осуществляется клиноременной передачей от коленчатого вала двигателя. При повышении давления свыше указанного предела часть масла через перепускной клапан 15 перетекает обратно в бачок.

В качестве рабочей жидкости в гидроусилителе летом применяют масло турбинное 22 или индустриальное 20, а зимой — масло веретенное АУ.

Для очистки масла от посторонних примесей в бачке 13 установлен фильтр, а в картере рулевого механизма — магнитная пробка, притягивающая металлические частицы.

Отличительной особенностью конструкции рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 является также наличие карданного вала с двумя карданными шарнирами, соединяющего рулевой вал с рулевой передачей.

Контрольные вопросы

1. Для чего служит и из каких основных частей состоит рулевое управление?

2. Каково назначение и устройство рулевого механизма?

3. Для чего предназначен и как устроен рулевой привод?

4. Каковы особенности рулевого управления на разных автомобилях?

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..