На автомобилях применяют дисковые колеса. Они состоят из стальной
ступицы, штампованного стального диска и стального обода. Диск к ступице
крепят шпильками, гайки которых имеют
конусную фаску. Чтобы при движении автомобиля гайки
крепления колес самопроизвольно не отворачивались, гайки правых колес
имеют правую резьбу, левых — левую. Гайки с левой резьбой отмечают
специальной проточкой на гранях. Внутреннее колесо заднего моста
автомобиля крепят колпачковыми гайками, имеющими внутреннюю и наружную
резьбы, а наружное колесо устанавливают на колпачковые гайки и
затягивают гайками с конусной фаской, наворачиваемыми на наружную часть
колпачковых гаек.
На грузовых автомобилях применяют плоские разборные ободы, их
приваривают или приклепывают к диску. Ступицы колес устанавливают на
конических роликоподшипниках. Перед установкой ступицу заполняют
тугоплавкой консистентной смазкой.
На ободе колеса смонтирована шина, служащая для смягчения и частичного
поглощения толчков и ударов при движении автомобиля по неровной дороге.
Шина состоит из покрышки и камеры. Камера представляет собой замкнутую
кольцевую резиновую трубу с вентилем, через который в нее накачивают
воздух. Покрышка удерживает камеру на ободе, защищает ее от повреждений
и обеспечивает хорошее сцепление колеса с дорогой. Она состоит из
каркаса с сердечником и протектора с боковинами.
Каркас, являющийся основанием покрышки, изготовлен из нескольких слоев
прочного прорезиненного корда, между которыми расположены слои резины.
Сердечник представляет собой кольца из пучков тонкой стальной проволоки,
обернутые прорезиненной тканью. Эти кольца устанавливают в борта каркаса
для повышения их прочности. Протектор защищает каркас от повреждений.
Для лучшего сцепления с грунтом он имеет рисунок. На покрышках указан
размер шины, маркировка завода-изготовителя и порядковый номер покрышки.
Передние (управляемые) колеса автомобиля имеют четыре установочных угла:
развала, схождения управляемых колес, поперечного и продольного наклона
шкворня.
Угол развала колес а (рис. 71. а) определяет величину отклонения
плоскости колеса от вертикали, при котором верхняя часть колес находится
дальше от продольной оси автомобиля, чем нижняя. Величина этого угла
находится в пределах от 0,5 до 2°. Благодаря развалу колес уменьшаются
нагрузки на внешние подшипники колес и облегчается управление колесами.
Требуемый угол развала колес получают соответствующей установкой цапф.
Угол схождения управляемых колес (рис. 71, б) определяют разницей
расстояний между их горизонтальными диаметрами в передней и задней
частях колес. Эта разница должна быть в пределах от 2 до 12 мм (размер Б
меньше размера А). Схождение колес обеспечивает их параллельное качение
при наличии развала, зазоров в шкворнях, тягах и подшипниках. Угол
схождения колес устанавливают изменением длины поперечной рулевой тяги.
Угол поперечного наклона шкворня 13 (см. рис. 71,
а), образованный линией, перпендикулярной плоскости качения колеса, и
осью шкворня (в поперечной плоскости автомобиля), и угол продольного
наклона шкворня у, образованный также в продольной плоскости автомобиля,
улучшают стабилизацию колес, т. е. способность их автоматически
сохранять положение, необходимое для прямолинейного движения автомобиля.
Угол поперечного наклона шкворня обычно 5—8, а продольного 3—4°.
Рис. 71. Схемы установки управляемых колес:
Контрольные вопросы
1. Как устроены колеса автомобиля?
2. Из каких частей состоит шина?
3. Какие установочные углы имеют управляемые колеса автомобиля и как их
регулируют?