В недавнем прошлом усердно занимались изучением проблемы отрицательной
энтропии, возникающей благодаря машинам. Это была главная причина,
приведшая
еще в 1953 г. к созданию электронной лисицы,
поведение которой дало много ценных сведений. Речь идет об искусственном
животном, основанном на тех же принципах, что и знаменитые искусственные
собаки Анри Пиро или черепахи Грея Уолтера.
Однако для лисицы был применен новый метод. Этот прибор питался
электричеством и приводился в движение системой двигателей. У лисицы
было пять сенсорных каналов:
— осязательные, возбуждавшиеся, когда лисица наталкивалась на какое-либо
препятствие;
— емкостное обоняние, состоящее из пластинки, присоединенной к входу на
колебательный контур, характеристики которой изменялись, когда лисица
приближалась к какому-либо электропроводящему телу;
— микрофон;
— парные фотоэлементы;
— потенциометр, помещенный на теле животного и сообщающий ему чувство
ориентировки.
При монтаже каждый канал получил способность по-своему влиять на
определенный контур — электрическую цепь, образующую «мозг» животного.
Структура контура все время изменялась под действием этих влияний, так
что поведение лисицы в каждый данный момент было функцией не только
непосредственно действовавшего раздражителя, но и суммы всех ранее
полученных раздражений, благодаря чему контур действовал как
интегрирующая память.
Добавим также, что мы ввели прерывистость восприятий и что «животное»
было способно сообщать о своем внутреннем развитии с помощью двоичного
кода, для чего служили две электрические лампочки на его голове.
Развитие «животного», предоставленного самому себе, шло весьма
характерно. Наблюдения показали, что через некоторое время появились
условные рефлексы; это означает, что электрический контур «животного»
организовался соответственно картине внешнего мира, с которым оно было
связано сенсорными каналами.