Вычислительная машина и цель

  Главная       Учебники - Компьютеры       Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения.  Итоги развития

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Вычислительная машина и цель

Выдающийся ученый Ралф Быков, профессор физики и бактериологии университета штата Аризона, тоже высказал несколько тонких соображений по рассматриваемому нами вопросу. Позволю себе привести короткую цитату, хотя она и не полностью отражает глубину его мысли: «Как поведение живой материи не выводится из наблюдаемых свойств ее неживых компонентов, так и способность человека к сознательным мыслям и чувствам не может быть выведена из простых форм его эволюционного прошлого... Наше поведение никогда не вступит в конфликт с содержащимися в нас нуклеиновыми кислотами и белками, но отсюда не следует, что можно предвидеть все наши мысли и чувства, если полностью постигнуть нашу генетическую структуру».

Читатель, может быть, уже удивляется, почему это писатель-неспециалист с такой горячностью включился в дискуссию, которая, собственно говоря, его не касается. Но в том-то и дело, что вопрос этот касается всех нас, специалистов и неспециалистов. Вся духовная атмосфера нашей эпохи во многом зависит от исхода нынешнего спора о природе человека и о границах его возможностей. Как выразился один ученый, «идеи влекут за собой последствия».

Если машина способна мыслить лучше живого мозга, то мы должны постепенно передоверить машинам право решения важных вопросов: если наш мозг — всего лишь машина, то мы представляем собой не более чем беспомощные продукты самодовлеющей социально-технической системы, которой мы будто бы управляем. Если это так, единственно разумный выход — как-нибудь приспособиться к такому положению вещей. Много говорится об угрозе порабощения человека машинами, но угроза порабощения человека механической идеей еще страшнее, ибо из этого тупика нет выхода.

Больше всего обнадеживает меня сейчас тот факт, что, насколько можно судить, многие ученые начинают

понимать ошибочность мехайицизма. Й с мрачным удовлетворением я отмечаю также отчаянное упорство, с которым сторонники механистической догмы стремятся во что бы то ни стало отмести все, что бросает тень сомнения на их предпосылки.

Вот что, например, говорит маститый английский генетик К. X. Уоддингтон в своей в общем здравой и интересной книге «Природа жизни». Он сравнивает живой организм с самонаводящимся прицелом, проявляющим подобие врожденной целенаправленности. И продолжает: «Остается справедливым утверждение, что мы не знаем иных путей возникновения новых наследственных вариантов, кроме случайных мутаций, и не знаем иного пути изменения наследственных признаков той или другой популяции от поколения к поколению, кроме естественного отбора. Но утверждение, что основной процесс эволюции не является целенаправленным, хотя оно и справедливо, не может больше считаться достаточным. Взаимодействуя, целенаправленные механизмы образуют некоторый механизм, обладающий псевдоцеленаправленностью, подобной свойствам самонаводящегося прицела».

Профессор Уоддингтон, видимо, упускает из виду один фактор, который, на мой взгляд, опрокидывает его доводы. Его машины обладают, подобно самонаводящему-ся прицелу, псевдоцеленаправленностью лишь потому, что их сконструировали люди, обладающие не псевдо-, а подлинной целенаправленностью. До тех пор пока он не продемонстрирует нам кибернетическую машину, построившую саму себя по ею же разработанному проекту, ни одна из существующих ныне машин не сможет подтвердить, каким образом могут появиться на свет целенаправленные организмы другим путем, чем путем истинной целенаправленности, идущей: извне или извнутри их самих. Поэтому аналогия профессора Уоддингтона скорее напоминает нам старинное сравнение часового мастера с часами, и самому профессору угрожает опасность увести нас назад, к тому времени, когда стройность построения мира выдвигалась в качестве доказательства сотворения мира разумом, стоящим вне его. В эту далекую область я, учитывая некоторые мои разногласия с ортодоксальным дарвинизмом, пускаться не намерен.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..