МОЗГ - НЕ МАШИНА

  Главная       Учебники - Компьютеры       Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения.  Итоги развития

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

МОЗГ - НЕ МАШИНА

В наше время самый жгучий из общефилософских вопросов — это уже не вопрос «есть ли бог», а «человек — машина или нет». Некоторые ученые отвечают на него утвердительно, и широкая публика зачастую соглашается с ними. Ни одно атеистическое направление не высказывается по первому вопросу так безоговорочно и ни один ответ не таит в себе столько последствий для всего человеческого рода, ибо он изгоняет из мира не только бога, но даже человечество. Прежде чем согласиться с ним, необходимо тщательно взвесить имеющиеся доказательства.

Механицизм, как философское направление, сводящее все проявления бытия к законам механики, существовал еще во времена Лукреция. В XVII и XVIII столетиях Декарт и Мальбранш направили его по новому пути. Все же он оставался гипотезой, казавшейся весьма нелепой, и только в XIX в. под нее был подведен достаточно крепкий фундамент. Даже и в ту эпоху ученые с острым чувством ответственности, например Дарвин и Гекели, нередко делали в скобках оговорки, но многие становились бескомпромиссными догматиками. Я не верю в существование души, говорил один, потому что не могу обнаружить ее в пробирке. Мозг, утверждал другой,— это орган, который выделяет мысль, как печень выделяет желчь. Порой писатели и драматурги тоже примыкали к этому течению, и Теодор Драйзер, например, глубокомысленно заявлял, что любовь — химический процесс, словно такое определение что-нибудь объясняет.

В наше время, впрочем, трудно найти настоящего ученого, который присоединился бы к подобным абсурдным заявлениям. Хотя большинство ученых готово считать понятие «душа» бесполезным и ненужным, все же они знают, что если душа существует, то искать ее следует не в пробирке. И они соглашаются, что в какой бы связи ни стояли мозг и «душа», сравнение с печенью и желчью нельзя признать удачным. Даже в эпоху расцвета наивного механицизма одному физиологу, заявившему, что он мог бы создать более совершенный оптический прибор, чем глаз, другой физиолог возразил: «Но вы никак не могли бы сделать его зрячим»1. И даже сейчас, когда мы все глубже и глубже изучаем механические процессы, сопутствующие проявлениям жизни, многие охотно допускают, что существует нечто, не поддающееся объяснению, и что термины «механистический» и «материалистический» становятся все менее и менее тождественными.

Каждое объяснение оставляет кое-что необъясненным. Возьмем, например, загадку наследственности. Когда были вторично открыты прошедшие вначале незамеченными законы Менделя, многие воскликнули: «Теперь все ясно!» Но ясными стали только законы, управляющие некоторыми процессами, а не то, что таится за ними. Затем Томас Хант Морган раскрыл нам роль генов, и мы воскликнули: «Вот теперь уж действительно все ясно!» Но каким образом гены переносят наследственные признаки? Новейшая теория отвечает: «С помощью нуклеиновых кислот», и мы опять удовлетворенно киваем головой. Но как нуклеиновая кислота выполняет свою задачу? В существование ответа на этот вопрос, ответа последнего, все объясняющего, можно только верить.

Если мы не уверуем, то будем все время гадать: не гонимся ли мы за призраком в стремлении добраться до окончательного ответа? Мы лишь все больше и больше узнаем о поддающихся наблюдению процессах, но не приближаемся ни к пониманию того, что они значат, ни к выводам, связанным с тайной жизни.

Недавно журнал «Лайф» поместил блестящий в общем отчет о последних открытиях биохимии, снабдив его совершенно недопустимым заголовком: «Ученые подходят к разгадке тайны жизни». Речь в статье шла лишь о роли, которую некоторые химические вещества играют в самых сокровенных процессах внутри живой клетки. Новые открытия в будущем позволят, быть может, биохимикам изменять наследственные характеристики человека, что, по признанию автора статьи, способно привести к ужасающим последствиям. Но я по-прежнему считаю, что, несмотря на все новые сведения о сопровождающих жизнь процессах, сама жизнь остается таким же неповторимым и необъяснимым явлением, каким она была задолго до рождения на свет самого термина «биохимия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..